Гражданский муж Шерлока Холмса, обаятельный красавчик Алфи, любовник Оскара Уайльда, отец-одиночка, мечтающий о нормальной семье, — все эти роли следуют по пятам за Джудом Лоу. Каждый мировой режиссер знает, что актер не концентрируется на физиологии собственного тела, а играет лицом, мимикой и экспрессией. Изменчивый взгляд Джуда Лоу может рассказать больше о душе героя, нежели четко выстроенная гениальным сет-дизайнером мизансцена. Британец балансирует между мейнстримом и фестивальным кино, где сами режиссеры ожидают невероятных экспериментов от актеров и самих себя.
«Я знаю. Я невероятно красив. Но давайте постараемся об этом забыть», — говорит герой Джуда Лоу в популярном сериале «Молодой Папа» Паоло Соррентино. Мы решили последовать совету и отобрали самые необычные картины, где когда-либо снимался британский актер и не обращался к своей внешности (ладно, может быть, только чуть-чуть).
«Гаттака» (1997)
Как ни странно, открыл Джуда Лоу на самом деле британский режиссер Пол У.С. Андерсон, который сейчас известен по своей безумной франшизе «Обитель зла». Тогда он пригласил молодого британского актера в свой камерный триллер «Шоппинг» (1994), где пара влюбленных занималась воровством из магазинов. Полностью свой актерский талант Лоу так и не смог раскрыть из-за жанровых рамок, зато через пару лет режиссер Эндрю Никкол пригласил его в свой фантастический детектив «Гаттака».
Гаттака — это новый мир, будущее, которое так ждало человечество, но иногда о своих фантазиях лучше молчать, а то они могут сыграть злую шутку. Общество делится на «годных» и «негодных», с последних и начинается вся история. Винсент Фриман (Итан Хоук) получил этот ярлык еще с рождения и каждую минуту своего существования пытался его изменить. Бурно эмоциональный мужчина знакомится с искалеченным инвалидом — «годным» Джеромом (Джуд Лоу). Винсент покупает личность своего нового друга, чтобы обмануть службу безопасности Гаттаки и получить место на Титане.
Скованный, в инвалидной коляске, герой Джуда Лоу не подвержен таким эмоциям, как Винсент. Однако британский актер делает все возможное и добавляет чувственности и движения в каждый взгляд Джерома. Несмотря на свой врожденный статус и ум, человек чувствует себя взаперти и мечтает о свободе. Слегка наивный, сдержанный, но абсолютно логичный, он пытается обмануть собственную судьбу, но понимает, что он все-таки человек без каких-либо ярлыков. А внешний ретрофутуризм и смешивание английского с языком эсперанто — всего лишь оболочка так называемого нового и счастливого мира.
«Экзистенция» (1999)
Следующим необычным фильмом в карьере Джуда Лоу стала авторская картина Дэвида Кронерберга. Конечно, до работы у канадского режиссера он уже успел появиться на экране в качестве коварного любовника Оскара Уайльда в фильме «Уайльд» и подружиться со Стивеном Фраем. Однако после своеобразного дефиле собственного тела в биографической истории английского писателя, Джуд Лоу снова переходит к более сложным и независимым работам на пересечении фантастики и реальности.
В центре сюжета — охота за создательницей игры виртуальной реальности под названием «Экзистенция». Какой-то сумасшедший фанат и киллер пытается убить девушку (Дженнифер Джейсон Ли) и уничтожить ее творение. В потасовке и настоящем хаосе ей помогает сбежать молодой интерн PR отдела (Джуд Лоу), который никогда не играл в игры. Однако есть одна проблема: девушка не сможет никому довериться, если не провести с ней сеанс в «Экзистенции». Обычная скучная жизнь интерна меняется духовно и физически.
В конце 90-х как раз игры стали завладевать сознанием обычных людей. Тогда молодая индустрия благодаря своим проектам наподобие Fallout и Metal Gear Solid показывала всю красоту виртуальной реальности. Дэвид Кронерберг в это же время все больше уходил в фантастику и отрицал обычный бытовой реализм. Это только потом он конкретно возьмется за него в полную силу. Словно очередное исследование современности после «Поколения игры «Doom» Грега Араки, канадский режиссер отправляет своих героев в новую экзистенцию. Герой Джуда Лоу познает себя через виртуальную реальность под четким контролем создательницы игры. Добровольно он соглашается установить порт в своем собственном теле и окунуться в настоящее путешествие. За наивным взглядом интерна скрывается настоящая страсть к жизни и желание приключений. Вот только как распознать, где реальность, а где просто игра?
«Воображариум доктора Парнаса» (2009)
До нового фильма Терри Гиллиама Джуд Лоу успевает сняться в картинах Стивена Спилберга, Сэма Мендеса и даже Мартина Скорсезе. Однако актер совершенно не отказывается от экспериментов и участвует в съемках мелодрамы Вонга Кар-Вая «Черничные ночи» (2007). Его герой — обычный бармен в шумном городе, который успевает носить необычные рубашки. Также ему достается роль красавчика Алфи в одноименном фильме, и актер закрепляет за собой образ неотразимого героя-любовника. А пресса уже давно сравнивала его с сэром Майклом Кейном, и после этого фильма никаких сомнений не осталось.
Все же мелодрамы и воплощения героев-любовников с грустными глазами начали преследовать британского актера, поэтому он всячески пытался избавиться от этого амплуа. После печальной смерти Хита Леджера Лоу становится одним из воплощений Тони Шепарда вместе с Джонни Деппом и Колином Фарреллом. Любитель постмодернизма Терри Гиллиам дает полную свободу для импровизации своим актерам, и бродячий цирк у него становится настоящим театральным спектаклем.
«Гнев» (2009)
Джуд Лоу возвращается к британским режиссерам и снимается в экспериментальном кино Салли Поттер. Последняя как раз известна своими необычными выходками против кинематографических шаблонов. Все-таки в конце прошлого столетия именно ее имя ставили рядом с Дереком Джарменом и Питером Гринуэем. Поттер собирает в фильме, который впоследствии назовет чем-то наподобие naked cinema, разные таланты — от Джуди Денч до Риза Ахмеда. Все герои обнажают свои души перед одним молодым любопытным человеком.
«Хотите узнать причину моей успешности? Я просто люблю себя», — игриво рассказывает о себе Минкс молодому блогеру из Нью-Йорка, собравшему у себя в студии разных неординарных личностей. В черном парике и такого же цвета корсете героиня Джуда Лоу пытается доказать, что не страдает нарциссизмом и в жизни ее волнуют только деньги и слава. Кокетка на экране, но вполне себе рассудительная личность заполняет собой все пространство, поэтому красное полотно, окружающее ее, даже не сразу можно заметить. О каком красавчике Алфи можно говорить после такой роли?
«Анна Каренина» (2012)
В послужном списке британского актера также имеется сомнительная экранизация романа Льва Толстого. Сложное литературное произведение режиссер Джо Райт пытается превратить в настоящую пьесу, балансируя между театром и кино. Собственно, скорее всего из-за такого нетипичного формата Джуд Лоу и соглашается на роль Алексея Каренина.
Британец специально выбривает себе часть волос, чтобы больше походить на обманутого мужа Карениной. Однако книжная холодность и расточительность сменяются настоящей человечностью благодаря глазам самого Лоу, спрятанным за круглыми очками. По своему четкому актерскому методу и импровизации Каренин у него становится жертвой во всем этом вычурном спектакле. Пока все остальные неподвижно стоят на театральной сцене и играют, британский актер действительно живет в этих декорациях. Снова Джуд Лоу не обращается к физиологии собственного тела, а действует только благодаря эмоциям. Полная противоположность Каренина из романа Льва Толстого, но очень запоминающаяся.
«Третий день» (2020)
После выхода кислотного триллера «Утопия» про гиков, пытающихся спасти собственные шкуры и человечество в том числе, создатель сериала Деннис Келли заявил о себе как об одном из самых неординарных сценаристов современного телевидения. Джуд Лоу же, только что закончивший свое сотрудничество с Паоло Соррентино, начал по-другому видеть сериальные проекты, поэтому отказываться от участия в «Третьем дне» он не собирался.
Шоу поделено на три части, но пока из всех них есть возможность увидеть только первую новеллу с Джудом Лоу в главной роли. Его герой случайно попадает на загадочный и одновременно реальный английский остров Осея, где происходят очень странные вещи. Среди доброжелательных и спокойных людей он чувствует себя словно белка в колесе и пытается справиться со своей психологической травмой после страшной смерти любимого сына. «Третий день» — это единственный проект в карьере Джуда Лоу, где британец использует все стороны актерского метода. Физиология вступает в конфликт с эмоциональной составляющей, показывая всю внутреннюю полярность чувств главного героя. Бред, галлюцинации, паранойя, тревога и депрессивные мысли следуют за протагонистом и не собираются останавливаться. Конечно, Деннис Келли и оператор Бенджамин Кракун знают об особом взгляде Джуда Лоу, поэтому крупных и макропланов там достаточно. А объектив, словно рентген, старается запечатлеть все сумасшедшее состояние главного героя.
«Гнездо» (2019)
Любопытным образом на экраны российских кинотеатров выходит психологическая драма Шона Дуркина про идеальную семью среднего класса. Пока на Амедиатеке можно посмотреть, как Джуд Лоу сходит с ума в «Третьем дне», на большом экране он предстает в, с одной стороны, привычном, но немного другом амплуа.
У бизнесмена Рори есть все: роскошный дом, похожий на замок, красавица жена и послушные дети. Однако погоня за высшим статусом в английском обществе ослепляет его, и мужчина больше не видит своего реального счастья.
Рори Джуда Лоу — своего рода ответ на все его предыдущие актерские роли, которые фокусировались конкретно на его образе красавца с грустными глазами. Внешность обманчива — негласно произносит его персонаж в фильме «Гнездо». Где-то между строк эта фраза повторяется в течение всего фильма, а в конце ее обязательно кто-то должен выкрикнуть. Красивые костюмы, уверенная осанка, ни одной лишней гласной в английской речи и ослепительная улыбка — все это не настоящее и не вечное. О том же говорит и Джуд Лоу в своих фильмах. Достаточно просто обратить внимание на уже упомянутые проекты британского актера и увидеть это все своими глазами.
Ася Заболоцкая