Чем хороша современная и без сомнения гиперразвитая система производства сериалов, так это тем, что она возвращает на экраны актёров, которых Голливуд вычеркнул из списка востребованных или приложил все усилия для того, чтобы мы считали их не слишком одарёнными. Конечно, верные поклонники Кристиана Слэйтера могут со мной поспорить, но я лично видела на ММКФ в 2012 году фильм «Белый лебедь». В таком от хорошей жизни не снимаются. Впрочем, сериал «Плохой доктор» не бенефис Слэйтера. Он открывает огромные возможности, как это всегда бывает с ролями маньяков, для Джошуа Джексона, который в моём детстве был одним из красавчиков из «Бухты Доусона», а потом перешёл в разряд актёров «я где-то тебя видела».
Сюжетная основа сериала — реальная история. Ещё один Доктор Смерть (как будто нельзя было придумать другого прозвища), Кристофер Данч — светило нейрохирургии, которого рады нанять ведущие клиники. Вот только его пациентам после операций лучше не становится. Минимум – они приходят на перелечивание, максимум — умирают. Именно с одной такой пациентки, которая ложится на повторную операцию на стол Алека Болдуина, начинается будущий медицински-детективный триллер. Врачи же люди от природы любопытные. Им интересно не только копаться в наших внутренностях, но и в устройстве системы, которая позволяет им запустить свои руки так глубоко. Вот и персонаж Болдуина – Роберт Хендерсон – очень хочет разобраться, как можно было провести очень профессиональную операцию, при этом категорически искалечив человека. Не иначе как это сделано нарочно. К здоровому любопытству Болдуина подключается его коллега Рэндалл Кирби в исполнении Кристиана Слэйтера. Кстати, дуэт получился отличный. Оба актёра явно на своём месте. Вместе они запускают внутреннее расследование, цель которого – вывести знаменитого и одновременно загадочного Кристофера Данча на чистую воду. Ну и ответить на вопрос, как получилось, что этого человека столько лет допускают в операционную в статусе единственной надежды пациента на жизнь.
«Плохой доктор» утоляет жажду сразу нескольких категорий зрителей. Детективная составляющая прописана отлично, ведь дело ведут, с одной стороны, не профессионалы следствия, а с другой, профессионалы изнутри индустрии. Эти врачи задают правильные вопросы не столько управленцам, которым звонят, сколько обращаясь к зрителям. А перекрёстный монтаж тут же спешит на эти вопросы ответить, показывая ту самую операцию, проведённую неделями ранее.
Не менее качественно прописана драматико-социальная часть. Этот сериал показывает огрехи американской системы здравоохранения. Бюрократии в ней ничуть не меньше, чем в российской. Но если отечественные больницы пожрали бумажки, которые заполнять дольше, чем вести приём, то американскую систему уничтожает погоня за статусом. Это не миф: успешный врач в Америке — человек весьма обеспеченный и умеет себя грамотно промотировать. А система и рада принять кого-то с заготовленной речью и красивыми сертификатами, не вдаваясь в детали его реальной практики. И совсем не рада портить себе статистику... Работу этой системы в «Плохом докторе» показывают очень детально. У Джексона даже в первой серии такое количество ярких патетичных монологов, что у него бы поучиться самопрезентации. И в противовес этому показаны пациенты и управленцы, которые падки на такую подачу. И персонал, который, вот уж удивили, либо равнодушен, либо боязлив делать замечания, когда видит несоответствие слов действию.
Пожалуй, только любителям медицинской темы «Плохой доктор» может не угодить. Кровавых подробностей операций в кадре маловато, особенно для поклонников «Больницы Никербокер». Сцены в операционных сосредоточены на маниакальном взгляде Джексона, изумлённом взгляде Болдуина и растерянном взгляде всех, кто помогает операцию вести. Оно и понятно, «Плохой доктор» — это фильм не просто про маньяка, а про то, как он существует в столь благоприятной для него среде, и с каким удовольствием, простите за повтор, его пестует система. Но сказать, что съёмки в операционной скучны и не драматичны, точно не получится.
Для взрослого и уже не такого сладенького Джошуа Джексона роль Данча действительно подарок. Многие, конечно, мечтают сыграть не Гамлета, а маньяка, но так сложно отказаться от копирования Ганнибала Лектора и Патрика Бэйтмена. Джексону это удаётся. Как я уже писала выше, он не просто маньяк, он отличный рекламщик самого себя, социализированный обманщик, убедительный притворщик настолько, что, кажется, сам верит в свою нормальность и превосходство. А его маниакальные наклонности становятся контролируемым расчётом только тогда, когда, разумеется, обиженный личной жизнью одинокий человек понимает, что не способен противостоять соблазну искалечить ещё одного пациента. Когда он входит в операционную, его глаза загораются не дьявольским огнём, а азартной чертовщинкой. Он похож на неверующего Фому с картины Караваджо, который из плохо контролируемого человеческого любопытства пальцем раздирает тело воскресшего Христа. А настоящим маньяком он выглядит не со скальпелем или щипцами в руках, а именно во время своих выступлений на публику. Его убедительное самолюбование пугает куда больше операции.
И именно это делает «Плохого доктора» любопытным проектом. Проспекция. Разумеется, у доктора Данча есть предыстория, которую будут короткими врезками и воспоминаниями подавать зрителю. И понятно, что просто так маньяками не становятся. Надо, чтобы внутри что-то было. Но главный вопрос, который ставят создатели сериала, не то, почему Данч стал таким, а то, как он так долго оставался безнаказанным и даже незамеченным. После этого сериала к врачам идёшь поёживаясь. Мало ли, кто их там прикрывает…
Посмотреть сериал «Плохой доктор» можно уже сейчас в онлайн-кинотеатрах.