Вышедший в июле 2008 года «Тёмный рыцарь» Кристофера Нолана стартовал с огромной цифры в 158 млн долларов и в итоге собрал в мировом прокате чуть больше миллиарда. Конечно, релизу сопутствовала печальная судьба Хита Леджера, умершего в начале года, но собрать меньше студии было бы стыдно: бюджет картины составил 185 млн долларов (без затрат на рекламу).
Спустя пять лет, Warner открыли новую страницу во вселенной комиксов DC картиной Зака Снайдера «Человек из стали». История Супермена обошлась студии в 225 млн долларов, но несмотря даже на то, что часть вложений отбилась ещё до выхода фильма благодаря продакт плейсменту, собранные в мировом прокате 668 млн долларов совсем не впечатляли.
Столкновение Супермена и Бэтмена в 2016-м обошлось ещё дороже: в 250 млн долларов. К тому моменту бюджет под 200 млн долларов был обычный «ценником» для комикса. «Первый мститель: Противостояние» стоил столько же, «Отряд самоубийц» — 175 млн долларов, «Мстители: Эра Альтрона» — 250 млн долларов, «Стражи Галактики» — 170 млн долларов. «Человек-муравей», снятый за 130 млн долларов, казался чуть ли не малобюджетным.
Но в 2016-м появился фильм, который уделал сразу все экранизации Marvel и Warner. Студия Fox выпустила «Дэдпула», который стоил всего 58 млн долларов, имел «опасный» для широкого проката рейтинг R и собрал в мире 783 млн долларов. Удивились Fox, удивились Marvel, но ещё больше удивились Warner, вбухивавшие огромные деньги в своих, казалось бы, известных персонажей. «Бэтмен против Супермена» собрал всего на 90 млн долларов больше, но «Дэдпул» был снят чуть ли не за пятую часть бюджета фильма Снайдера. Кто знает — может быть, успех «Дэдпула» заставил кого-то из продюсеров на Warner задуматься: а нужно ли тратить такие бешеные бабки, чтобы заработать на супергероях?
«Чудо-женщина», снятая за 150 млн долларов, подтвердила эту гипотезу: картина Патти Дженкинс была далека от идеала, но собрала в прокате 821 млн долларов. Здесь можно вспомнить, что комиксы DC требовалось развернуть из мрачного видения Снайдера в нечто более позитивное — частично в этом помог Джосс Уидон, работавший над «Лигой справедливости», которая обошлась студии, по некоторым данным, аж в 300 млн долларов. Но сборы! На сборы «Лиги» нельзя смотреть без слёз (657 млн долларов в мире).
Спасение вселенной DC пришло откуда не ждали — в виде волосатого и бородатого повелителя воды Аквамена. Картина Джеймса Вана собрала в мировом прокате 1,2 млрд долларов. Точный бюджет Warner не сообщала, поэтому он колеблется в районе 160-200 млн долларов. Но даже при таких затратах оказалось, что Ван выбрал верное направление. Массам хочется видеть комиксы смешными и яркими — как бы это не было печально для сторонников фильмов Снайдера (среди которых и автор текста). Marvel задали определённую планку в восприятии кинокомиксов у широкого зрителя, и как бы ни пытались Warner изобрести велосипед — у них не вышло. Но, кажется, получилось, как минимум, этот велосипед перепридумать.
«Шазам!» дебютировал в американском прокате с 53,5 млн долларов за уик-энд. Для любого другого супергеройского фильма с типичным для него бюджетом под (и за) 200 млн долларов, это был бы провал. Но «Шазам» стоил 98 млн долларов в производстве (данные Variety), что позволило студии Warner расслабиться, увидев сборы. Глава Warner Bros. Pictures Group Тоби Эммерих заявил: «Я горжусь такой победой, учитывая, как трудно в наше время заманить людей в кинотеатры».
«Большой» в мире супегероев — так позиционировали фильм Сандберга маркетологи студии и не прогадали. Закари Ливай играет сильного и непробиваемого Шазама, под мускулами которого скрывается 14-летний сирота Билли Бэтсон, мальчик с чистым сердцем и благими намерениями. Фильм идеально вписался в массовую аудиторию, продвигая тему «семью можно найти в самом неожиданном месте», причём делая это с шутками и прибаутками.
В чём причина такой перемены? Как всегда, стоит порыться в кадровых изменениях. За фильмами Снайдера стояли Джон Берг и Джефф Джонс, возглавлявшие DC Films. Даже несмотря на приличный опыт в качестве автора комиксов, Джонс не мог похвастаться успешными кинопроектами — возможно, отсутствие опыта как раз и сказалось на первых фильмах вселенной DC. В январе 2018-го Джонса и Берга отстранили от управления, оставив продюсерские должности, а DC Films вверили Уолтеру Хамаде, который ранее запустил франшизу «Заклятие» с фильма Джеймса Вана 2013 года и работал с хоррорами на дочерней студии Warner New Line Cinema.
Хамаде пришлось непросто. Он пришел в момент, когда экранизации DC трясло после неудачи «Лиги справедливости», а его знакомый режиссёр Джеймс Ван работал над «Акваменом». В разработке находились новый «Бэтмен», пара «Джокеров», «Хищные птицы», фильм про Флэша, сиквел «Чудо-женщины» — и, разумеется, «Шазам!». Всё это нужно было привести к единому знаменателю.
Крамольное предположение: похоже, вселенная DC в состоянии выжить без Бэтмена и Супермена — что доказывают сборы «Аквамена», «Чудо-женщины» и «Шазама». Судя по всему, Хамада намерен применить рецепт New Line: снимать разные проекты с небольшими бюджетами. Эммерих подтверждает эту теорию: «Подход New Line связан не с размахом, что выливается в большие затраты, а с необходимостью снять креативно успешный и рентабельный фильм».
Заметьте, что при этом совсем необязательно комиксы DC пойдут по принципу «весёлых» экранизаций Marvel. Уже следующий фильм Warner, мрачная история становления принца преступности Готэма «Джокер» с Хоакином Фениксом, никак не соотносится с лёгким «Шазамом». Что ещё важнее, бюджет картины Тодда Филлипса составляет всего 55 млн долларов. По меркам супергеройского кино это настоящая малобюджетка.
Кажется, DC Films нащупали свою стезю: необязательно снимать супердорогое кино про супергероев, можно запустить в разработку оригинальный сценарий и потратить на съёмки меньше, чтобы получить больше. Как сложится судьба новых героев фильмов Warner по комиксам DC, поймём к середине будущего года, глядя на сборы «Джокера» (октябрь 2019-го), «Хищных птиц» (февраль 2020) и «Чудо-женщины: 1984» (июнь 2020-го).