Один из самых ожидаемых фильмов осени – «Дюна» Дени Вильнёва, экранизация одноимённого романа Фрэнка Герберта. Предыдущую экранизацию 1984 года сложно назвать удачной. Хотя режиссёрское кресло тогда и занял сам Дэвид Линч, а фильм запустил карьеру начинающего актёра Кайла Маклахлена, который несколько лет спустя станет всеми любимым агентом ФБР Дейлом Купером, фильм с треском провалился в прокате. Поклонники романа остались недовольны тем, что режиссёр слишком вольно обошёлся с оригинальным текстом, сам же Линч – тем, что в финальном монтаже он не принимал участия, а итоговая версия картины напрочь убила его задумку. В результате фильм оказался слишком странным и сложным для широкого зрителя, а для поклонников авторского кино и фирменного стиля режиссёра – слишком «нелинчевским». Надеемся, что новая версия «Дюны» сможет удовлетворить интересы зрителей.
Человек-амфибия (1961)
Литературная основа: роман Александра Беляева «Человек-амфибия».
Хотя фильм Геннадия Казанского и Владимира Чеботарёва и стал лидером советского кинопроката 1962 года, критики долгое время отказывались принимать его всерьез, называя его излишне приторным, легкомысленным и безвкусным. Роль Ихтиандра – человека-амфибии – стала самой известной ролью молодого театрального актёра Владимира Корнеева, а трагическая история любви Ихтиандра и красавицы Гуттиэре разбила сердце не одному поколению зрителей. По сравнению с книгой в фильме изменена линия родственных отношений героев (в оригинальном тексте Ихтиандр – приёмный сын учёного Сальваторе, а его родным отцом является ловец жемчуга Бальтазар), и больший акцент сделан на любовной линии между Ихтиандром и Гуттиэре.
2001 год: Космическая Одиссея (1968)
Литературная основа: рассказ Артура Кларка «Часовой».
Сложно представить себе список лучших экранизаций научной фантастики без бессмертного шедевра Стэнли Кубрика. История о становлении человеческой цивилизации и противостоянии человека и компьютера под музыку Штрауса стала хрестоматийным примером фильма о бесконечности и непостижимости космоса. Как говорил сам Кларк после премьеры фильма: «Если вы умудритесь полностью понять «Одиссею», то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов». Писатель вместе с Кубриком принял участие в создании сценария к фильму, а сразу после выхода «Космической Одиссеи» на экран выпустил одноимённый роман, написанный уже на основе имеющегося сценария.
Контакт (1997)
Литературная основа: роман Карла Сагана «Контакт».
Фильм Роберта Земекиса «Контакт» с Джоди Фостер и Мэттью Макконахи стабильно лидирует в списках фильмов, наиболее достоверно раскрывающих проблему взаимоотношения человека и космоса. И это не удивительно, ведь фильм снят на основе одноимённого романа астронома Карла Сагана, который стремился не только популяризировать науку, но и дать широкому читателю правильное представление о том, как учёные занимаются проблемой контакта с внеземными цивилизациями. В центре внимания фильма находится астроном Элли Эрроуэй, которая посвятила свою жизнь поискам сигналов из космоса. Когда ответ от внеземных цивилизаций наконец получен, Элли предстоит отправиться в путешествие, которое перевернёт её прошлые представления об устройстве Вселенной.
Двухсотлетний человек (1999)
Литературная основа: повесть Айзека Азимова «Двухсотлетний человек», на основе которой позднее Азимовым совместно с Робертом Силвербергом был написан роман «Позитронный человек».
И оба литературных произведения, и снятый на их основе фильм Криса Коламбуса с Робином Уильямсом в главной роли представляют зрителю картину фантастического будущего, в котором вместо домашних животных люди заводят себе ручных роботов. Главный герой фильма – робот Эндрю, в котором постепенно развиваются человеческие чувства. Фильм расскажет удивительную историю его долгой жизни, в которой Эндрю беспрерывно боролся за право называться человеком, наблюдал, как близкие ему люди стареют и умирают, и пытался отыскать своих сородичей, похожих на него.
Гадкие лебеди (2006)
Литературная основа: повесть братьев Стругацких «Гадкие лебеди».
Произведения знаменитых советских фантастов не раз привлекали внимание крупных режиссёров, в числе которых Андрей Тарковский, Александр Сокуров и Алексей Герман. Однако в большинстве случаев эти фильмы сложно назвать экранизациями, так как они представляют собой совершенно новое художественное произведение, в котором литературная основа становится лишь поводом для философских размышлений. Приблизиться к созданному Стругацкими миру удалось режиссёру Константину Лопушанскому, экранизировавшему повесть о загадочных мокрецах и детях, стремящихся построить новый мир. И хотя финал фильма гораздо более пессимистичен, чем финал повести, а в фильме появляются элементы и других произведений Стругацких, «Гадких лебедей» по праву можно назвать удачной экранизацией.
Патруль времени (2014)
Литературная основа: рассказ Роберта Хайнлайна «Все вы зомби».
Рассказ писателя-фантаста Роберта Хайнлайна сосредоточен на одном из парадоксов путешествий во времени – парадоксе предопределения. Главный герой – агент времени, который должен остановить опасного террориста по прозвищу Пшик-Подрывник. Для этого ему нужно вернуться в прошлое и завербовать журналиста Джона с непростой судьбой, который родился девочкой, однако после недавних событий был вынужден сменить пол. Поначалу разрозненные истории фильма постепенно связываются в одну линию, в которой каждое событие тесно связано с рядом стоящими, и каждое из них было предопределено.
Прибытие (2016)
Литературная основа: рассказ Теда Чана «История твоей жизни».
Несколько лет назад Дени Вильнёв уже брался за космическую тематику, экранизировав рассказ Теда Чана «История твоей жизни» о лингвистке Луизе Бэнкс в исполнении Эми Адамс, которая устанавливает контакт с прилетевшими на землю инопланетянами посредством изучения их языка. Фильм не столько рассказывает о космосе, сколько демонстрирует разницу мышления и мировосприятия земных и внеземных цивилизаций, связанную с разницей восприятия пространственных и временных измерений. Фильм получил высокие оценки критики и зрительскую любовь, завоевав множество наград на международных кинофестивалях.