На Amazon Prime целиком вышли десять серий нового проекта Барри Дженкинса, одного из важных режиссеров в американо-африканском кино. Его истории воплощают в себе симбиоз лирики и жестокого реализма, а каждый кадр можно соотнести с работами лучших голландских художников. Темный и в какой-то степени академический сюжет литературного оригинала «Подземной железной дороги» оживает на экране, обнажая каждую частичку сложной и временами проклятой души всего человечества. Рассказываем, почему на новую работу Барри Дженкинса стоит обратить внимание.
Где-то в Вирджинии трудится на хлопковой плантации чернокожая девушка Кора. Каждый день для нее становится пыткой, потому что она не знает, в каком настроении будет хозяин и его брат. Любое неправильное движение – пытки, наказания и чаще всего смерть. Влюбляться по своему желанию ей тоже не разрешено, потому что сам хозяин должен выбирать идеальную пару для лучшего потомства. Несвобода, страдания и боль стали настоящими друзьями Коры. Однажды ее уговаривает сбежать не так давно появившийся раб Цезарь. Им всего лишь надо дойти до подземной железной дороги, которая приведет к свободе. Но все ли так просто?
Хлопковое поле, сгорбившееся люди, духота и палящее солнце – в таких условиях работают чернокожие рабы, некоторые из которых родились прямо на земле белого хозяина или были привезены из других мест. Единственной отдушиной для них остаются вечера с танцами, костром и музыкой. Только не все белые американцы позволяют это и могут унизить в любой момент. Пока у них были эти вечера, Кора, Цезарь и все остальные могли терпеть любую боль, но после смерти хозяина править плантацией и его землей начинает его кровожадный брат. Вместе с ним и приходит настоящий ужас в образе горящего человека.
«Подземная железная дорога» по проблематике и некоторым моментам безусловно напоминает оскароносную картину «12 лет рабства» Стива МакКуина. Кстати, ее точно так же продюсировал Брэд Питт, как и новую работу Барри Дженкинса. Только если у МакКуина был акцент на документальность и социальность, то у его коллеги настоящий магический реализм. Сновидения, бред и даже некая хтонь глубины подземной железной дороги меняют все предубеждения об истории про рабство чернокожего народа в США.
Режиссер картины вместе со своим бессменным оператором Джеймсом Лэкстоном специально останавливается на каждом кадре, запечатлевая каждую деталь. Этого он требует и от зрителей, поэтому каждая серия идет больше одного часа, и посмотреть все десять эпизодов за один присест просто невозможно. После потребуется в два раза больше времени, чтобы проанализировать, растолковать и «переварить» увиденное. Жестокость бытия и внезапная красота человеческой доброты специально транслируются поочередно. Вдруг Цезарю дают «Одиссею» Гомера для внеклассного чтения, а потом используют его в качестве экспериментов. Ведь африканское тело такое интересное.
«Одиссея» здесь как один из тех элементов, которые с легкостью можно было бы пропустить, если бы этот сериал был предназначен для bingewatching. Только это не очередное новое шоу Netflix, а трудоемкая работа Amazon. Последние как раз предпочитают выпускать проекты, которые изначально могут пройти мимо и не стать популярными. Но в «Поземной железной дороге» прослеживается четкий почерк Барри Дженкинса и то, как он медитативно пытается проанализировать каждый человеческий характер и рассказать глубоко личные истории, до этого ни разу не показанные. На этот раз это одиссея молодой Коры, кочующей с Юга на Север, в свободные Штаты и даже в Канаду. Она встречает доброту на своей пути, которая в одну секунду может омрачиться до самых темных тонов. Реализм берет свое и не собирается отпускать даже самых настоящих мечтателей.
Только Дженкинс как будто теряет голову во всех этих событиях. Мы видим его педантичное желание уделить внимание всем деталям, удлинить кадры и сделать статичные пейзажи действительно тождественными классической живописи, выставленной в галереях. Однако все это любование иногда мешает социальному контексту всей истории, и на выходе получается просто красивая и чарующая картинка.
«Подземная железная дорога» понравится всем любителям костюмированных фильмов и сериалов. А фанаты американской истории найдут данный проект интересным и совершенно новаторским. В любом случае нельзя же все время только обращаться к драме «12 лет рабства» МакКуина, потому что существует еще столько нерассказанных историй, требующих огласки.