Российский зритель знает Деррика Борте по фильму «Лондон-Таун», в котором Джонатан Риз Майерс исполнил роль солиста The Clash Джо Страммера, а также по «Семейке Джонсов» — трагикомедии о фейковой семье, продукте ненасытного капитализма. За ним вполне может закрепиться статус режиссера, снимающего маскулинное кино про взбунтовавшихся изгоев. Борте снял картину с обладателем «Оскара» актером Расселом Кроу в главной роли о том, каким плачевным может быть исход агрессивного поведения на дороге.
- Если бы меня попросили дать короткое описание «Неистовому», то я бы сказала, что это «фильм о социопате с желанием «научить манерам» первого встречного». Насколько такой синопсис точен? Как возник этот персонаж?
- Да, я думаю, что это весьма точное описание. Для меня это своего рода предостережение. Это история о том, что может случиться с кем угодно, в любой день, если на дороге вы посигналите не тому человеку. Сценарий написал не я, но этот персонаж однозначно стал отражением того, что я вижу еженедельно по телевизору или о чем читаю в заголовках: людей, отыгрывающихся за свою злость и раздражение на всем мире.
- Рассела Кроу знают как актера, часто исполняющего роли жестких, очень маскулинных персонажей. Стало ли это одной из причин, по которым вы предложили ему эту роль?
- Я хотел предложить роль Расселу, понимая, что он может привнести в нее. Я знал, что он сможет сделать персонажа сложным, а не простым и незамысловатым злодеем. Он смог дать персонажу такую глубину, о которой я даже не догадывался, пока у меня не появилась возможность поработать с ним. Рассел вжился в роль, разобрался в истории персонажа и проделал над ним серьезную работу. Благодаря этому мы смогли сделать героя многослойным. Только человек с талантом и опытом Рассела может дать подобное проекту.
- У его персонажа нет бэкграунда, а потому очень сложно понять его мотивацию. Почему было решено оставить его без предыстории?
- По ходу фильма даются подсказки о нем. Например, известно, что у него был неудачный брак, благодаря чему у него обостренное чувство ревности. Когда я внедрял в фильм такие намеки, я думал о персонаже как о человеке, на жизненном пути которого была череда неудач. Он хочет, чтобы мир, который раньше его не слышал, теперь обратил на него внимание. Единственным способом достижения этой цели для него становится насилие. Через причинение боли он чувствует, что существует в этом мире. Я думаю, что, задавая вопросы и пытаясь ответить на них, зрители могут сами создать его историю. Это и делает персонажа многосоставным.
- Основная часть действия происходит на дороге. В чем заключалась главная сложность постоянных съемок в движении?
- Решив проводить съемки в Новом Орлеане во время сезона ураганов, понимали, что нам придется очень непросто. Прекращать съемки из-за ураганов и гроз нам приходилось почти каждый день. Иногда приходилось работать во время жары, и на дороге температура могла достигать 40°C, что делало процесс невероятно сложным. Мне кажется, самое важное в фильме, где основная часть действия происходит в машинах, — сохранение динамики. Если снимать в студии, на зеленом экране, все происходящее будет казаться статичным, зритель будет чувствовать искусственность. Поэтому мы снимали большую часть на дорогах, в машинах, невзирая на жару и другие факторы. Это точно было своего рода вызовом.
- Кайл оказывается чудовищно рациональным для подростка. Таким вы видите все молодое поколение?
- Как подросток, чья мать проходит через крайне неприятный развод, едва справляется со своим небольшим бизнесом и должна заботиться о брате, Кайл был вынужден рано повзрослеть. Он действительно более зрелый, чем большинство детей в его возрасте. Но в динамике их отношений с Рэйчел такое поведение понятно. В начале Рэйчел выглядит как человек, который с трудом управляет своей жизнью. Но в уготованном ей испытании она находит в себе мужество, о существовании которого раньше не знала. Думаю, иногда Кайл берет на себя родительскую роль в их отношениях.
- В вашем фильме «Семейка Джонсов» уже была высказана мысль, что все поведение людей чаще всего притворство. Почему она вас так занимает?
- Для меня «Семейку Джонсов» и «Неистового» объединяет идея о том, что у каждого есть персональная история. Все герои этих фильмов пытаются разобраться с очень личными переживаниями на фоне более глобальных общественно значимых проблем. Именно это и происходит в «Неистовом». Меня интересует жизнь людей, выходящая за рамки общепринятой морали, и в некотором смысле это мой способ говорить о более серьезных проблемах.
- В фильме гаджеты представлены как отрицательное явление. Но Рэйчел и Кайл, пытаясь спастись, используют придуманную им стратегию из видеоигры. Нет ли в этом противоречия? Как вы сами относитесь к цифровизации общества?
- Для Рэйчел связать их план побега с видеоигрой Кайла становится способом успокоить своего напуганного ребенка и донести до него в доступных ему понятиях то, что в контексте реальной жизни было бы объяснить сложнее. Она просто пытается описать проблему понятным ему языком.
Я думаю, что цифровой мир — часть нашей ежедневной рутины. У него есть как преимущества, так и, разумеется, недостатки. Очень важно пытаться взять от него лучшее.
- Как, по-вашему, контекст повлияет на восприятие фильма зрителями? Я имею в виду пандемию, протесты, непростую политическую ситуацию во всем мире.
- В фильме отражены некоторые из тех явлений, которые мы наблюдаем сегодня. С одной стороны, эта история понятна каждому человеку, с другой, это 90-минутный захватывающий эскапистский аттракцион, который, я надеюсь, отвлечет людей от проблем, занимающих их в данный момент. Не знаю, как сложившаяся ситуация повлияет на восприятие фильма. Тем не менее, я надеюсь, при условии, что все меры безопасности будут соблюдены, картину можно будет посмотреть в кинотеатрах во всем мире. И люди получат тот самый опыт, которого мы все так жаждем – привычный поход в кинотеатр.
- Двумя магистральными темами становятся постоянно накапливаемая людьми агрессия и пассивность государства, не способного защитить граждан. Почему вы выбрали именно эти проблемы? Как, по-вашему, они связаны между собой?
- Я решил снять этот фильм потому, что сюжет показался мне захватывающим. Читая сценарий, я не мог дождаться, что произойдет на следующей странице. Также я подумал об этой истории в глобальном контексте, как она отражает проблемы, с которыми мы вынуждены справляться сегодня. На мой взгляд, фильму удалось достичь двух целей. С одной стороны, его просмотр в кинотеатре станет захватывающим коллективным опытом, вы будете с замиранием сердца ждать, что же произойдет дальше. С другой, в нем показаны отталкивающие стороны нашей сегодняшней жизни.
Алена Попова