Ещё 15 лет назад Михаил Довженко не планировал заниматься кино, но очень любил смотреть классические фильмы. Будучи ещё со школы большим поклонником многотомников Чехова, Булгакова и других классиков, Довженко решил пересмотреть «собрания сочинений» режиссёров. Так для него открылись Феллини, Антониони, фон Триер, Данелия, Хуциев, Шпаликов и многие другие. Теперь он сам дебютирует в режиссёре и считает, что для постановщика в первую очередь важно иметь биографию и уметь её рассказывать.
— Почему вы обратились к теме радио?
— Почему-то многими радио воспринимается как нечто, что вот-вот умрёт. Но как абсолютно правильно говорит персонаж Евгения Маргулиса: «Радио — как таракан. Выживет там, где все остальные сдохнут. В случае ядерного взрыва что останется? Останутся тараканы, радио и рок-н-ролл». И радио до сих пор чем-то манит, привлекает его непохожесть, тайна. Телевидение открывается сразу и хочет купить зрителя. А радио ничего не хочет от слушателя и потому остается загадкой.
— Почему вы выбрали жанр киноальманаха?
— В наше время зритель привык к клиповому восприятию информации. Он живёт активной жизнью и часто не находит времени, чтобы подготовиться к большому полотну. Короткие истории, равно как и полнометражный фильм, способны донести любой смысл до зрителя, разница лишь в том, что альманах может вместить несколько сюжетов и раскрыть тему с разных, диаметрально противоположных сторон.
— В чём сложность в работе над альманахом? Сложнее ли он, чем полный метр, который предполагает одну сюжетную линию?
— В каждой форме есть свои сложности, свои преимущества. В случае с альманахом ты должен придумать не один большой фильм, а потом очень долго его разжёвывать и укладывать в нужный хронометраж. Если тебе есть, что сказать, — то ты можешь это сказать не за полтора часа, а за 15 минут.
Усилий для того, чтобы придумать сюжет короткого метра, нужно ровно столько же, сколько для придумывания полного метра. Отличие в том, что короткий метр ставит задачу выразить идею в одном предложении, а это достаточно сложно, нежели, например, рассказать историю в 10-ти предложениях. Это похоже на рекламу, когда нужно в одной фразе выразить всё, что нужно для покупателя. В этом смысле у нас очень точный слоган «Источник сигнала — сердце», придуманный, кстати, 19-летним студентом Даниэлем Аврутиным, который только начинает заниматься рекламой.
— В чем же посыл?
— Все пять историй, несмотря на то, что они про разное, сняты в разном жанре, говорят все об одном — о том, что радио транслирует нашу «настоящесть» вовне. Радио делает людей настоящими. Как лакмусовая бумажка, сквозь которую видна наша суть. И мне нравится эстетика радиоэфира, в котором, как говорит один из персонажей фильма, «тебя никто не видит, зато все слышат». На радио проявляются очень интересные человеческие качества, которые мне хотелось показать в фильме.
— И какие же это качества?
— Например, героиня из новеллы «Пока нет», которую играет Северия Янушаускайте, вынуждена совмещать свой гротескный образ в радиоэфире и трагическое существование в реальной жизни. В новелле «Шредер» слушатели проявляются как управляемая масса, которую можно использовать для решения споров. В новелле «Радиорубка», когда исчезает интернет, люди понимают, что они давно забыли, что существует радио. Они начинают общаться посредством радио, после чего открываются с новых сторон.
— Съёмочный период был долгим?
— Съёмки длились несколько лет, просто потому что каждая новелла снималась в новой локации — в России, Латвии, Франции. Процесс подстраивался под время года, графики актёров. Между съёмками каждой истории были длительные промежутки. Но сами новеллы снимали быстро, каждая была снята примерно за 4 смены.
— Каково дебютанту работать с таким количеством профессионалов на площадке?
Имея большой опыт работы на телевидении в качестве телеведущего, я представлял работу на съёмочной площадке. Большой опыт журналистом в качестве обозревателя кинофестивалей дал мне возможность знакомства со многими актёрами и продюсерами. Плюс я принимал участие в фильмах как актёр. Например, на съёмках у режиссёра Клима Шипенко в фильме «Как поднять миллион» я нашёл своего режиссёра монтажа Тима Павелко, с которым не расстаюсь с тех пор. Поэтому у меня не было никогда ни с кем отношений «начинающий режиссёр и звёзды». Мы все уже давно перезнакомились и, имея дружеские отношения, работали очень доверительно и легко.
— Кто вас поддерживал на начальных этапах?
Я очень благодарен продюсеру Сергею Корнихину, он поддержал меня, когда в 2014 году я начинал снимать свою первую короткометражку. Сергей дал мне поверить в себя, показав, что с профессионалами в команде можно и нужно затевать что угодно.
— Но помимо профессиональной группы, в вашем фильме снялось достаточно много непрофессиональных актёров. Было легко или сложно работать с такими людьми?
В фильме достаточно много людей, которые не имеют профильного актёрского образования. И такие люди мне интересны в первую очередь. Алкоголика в электричке сыграл известный игрок «Что? Где? Когда?», обладатель приза «Хрустальная сова» Сергей Царьков, выпивоху в баре — ещё один игрок «Что? Где? Когда?» Борис Еремин. Дарья Сметанина, ведущая прогноза погоды, сыграла в эпизоде, где женщина в электричке критикует ведущих прогноза погоды. Мои дети Яша и Яна и их мама Полина Левина также появились в кадре. Мне нравится работать с непрофессиональными актёрами, потому что всегда интересно предлагать обстоятельства, которые для них характерны, и наблюдать, как они в этих обстоятельствах будут проявляться. Если у человека есть личная история, то за ней очень интересно наблюдать. Гораздо интереснее, чем если эту же историю будут пытаться изобразить актёры.
— А не страшно было, что непрофессиональные актёры не справятся?
— Не страшно. Очень много примеров в мировом кино, когда приглашаются непрофессиональные актёры. Я очень благодарен всем, кто решился поучаствовать в моей авантюре и открыть в себе актёра. Пока недовольных отзывов от них не слышал (смеется).
— Какие фильмы вас вдохновляли?
— На создание новеллы «Шредер» меня вдохновил реальный эфир, произошедший на радио «Серебряный дождь» в программе у Алекса Дубаса, который в фильме играет самого себя. Новелла «Пока нет», мне кажется, косвенно перекликается по сюжету и интонации с фильмом Ларса фон Триера «Рассекая волны». Если говорить о радио, для меня особым фильмом является «Доброе утро, Вьетнам». Мне нравится, как там передается романтика, эстетика радио. А вообще про радио, конечно, очень много фильмов, например, замечательная история любви в фильме «Неспящие в Сиэтле» или сделанный в рок-н-рольной стилистике фильм «На волне».
— И напоследок, какие у вас планы?
— Планы есть, но пока они не реализуются, рассказывать не хочется. А вот из недавно реализованного — есть две театральные постановки, в которых я впервые попробовал себя в качестве театрального режиссёра. Первый — это спектакль «GEORGE» о любви Фредерика Шопена и Жорж Санд, премьера которого состоялась в ноябре 2018 года в Лондоне. В нём задействован прекрасный актёр Артём Ткаченко и уникальная пианистка мирового уровня Басиния Шульман. Это очень важный для меня новый опыт, в котором мне довелось в рабочем режиме прикоснуться к узнаванию классической музыки, исполняемой музыкантом такой величины. Ведь для того, чтобы правильно понимать и слышать классику, необходим правильный «проводник». И Басиния является одним из лучших. Вторая постановка — «Шесть чувств», основанная на смешении классической музыки и любовной поэзии XX века. В ней к компании Артёма Ткаченко и Басинии Шульман присоединилась замечательная скрипачка Елена Ревич. Так что идей и людей, с кем их можно реализовывать — много.