В рамках конкурсной программы Международного Московского кинофестиваля прошла премьера нового фильма Алексея Федорченко «Последняя «Милая Болгария». Режиссёр, как любитель символизма и метафор, приглашает зрителей в художественный мир творческих и просто страстно влюбленных в свое дело людей. Но за этими всеми увлечениями таится настоящее глубокое человеческое страдание, а поскольку Федорченко не любит серых и тусклых красок, минорность у него все равно яркая и насыщенная.
За окном 1943 год, и в Алма-Ату приезжает плодовод Леонид, мечтающий возродить умирающий сорт фамильных болгарских яблок. Их ещё придумал его отец, поэтому сыну ничего не остаётся, как спасти все родительские труды. Леонид поселяется в комнате, где раньше проживал известный писатель Семен Курочкин, но от последнего жильца остались только пальто да рукописи. Будучи большим его поклонником, плодовод начинает читать сохранившиеся сочинения. Внутри текста должна быть разгадка, почему Курочкин так внезапно исчез.
Предыдущий фильм Алексея Федорченко «Война Анны» провозгласили чуть не лучшей картиной в творчестве режиссера, но русский кинематографист еще готов удивлять и удивлять. Он меняет тональность, стиль и играет с жанрами и разными медиа, чтобы в очередной раз доказать всю синтетику искусства. Литература перемешивается с мексиканскими плясками, массовка фильма «Ивана Грозного» тоже предпочитает танцы словам. А если уж живопись предстает в картине, то обязательно с небрежными мазками и размазанным женским портретом. Совсем абсурдно один герой перед тем, как прочитать рассказы собственного сочинения, выдает прибаутки и немного провоцирует зрителей. Стендап по-советски? Можно и так назвать, но юмор, конечно же, звучит с экрана, однако произносит его человек, готовый в любой момент покончить с собой.
История «Последней «Милой Болгарии» была соткана по мотивам автобиографической повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Сам писатель с помощью своей книги пытался понять природу своих страданий, невроза депрессии и общей хандры. Очевидно, что это нетипичная тема для советского человека, поэтому за такое произведение он еще больше поплатился. Повесть попадает в руки главного героя, который сам медитирует над оставшимися яблочными семечками ради сохранения папиного сорта яблок. Только вот сочинения Семена Курочкина (реальный псевдоним Зощенко) внезапно становятся намного интереснее.
Леонид читает одну рукопись за другой, и его мозг не желает отдыхать. Его воображение почти играет с ним злую шутку, и все персонажи появляются в необычных, неровных коллажах, а в качестве реквизита используют легкодоступные и самые дешевые материалы. Последние он заметил на киностудии, где повстречался лицом к лицу с Сергеем Эйзенштейном. Режиссер в тот момент пытался слишком умничать и заставлял бедного Черкасова, артиста главной роли в его картине «Иван Грозный», поднимать бороду выше. Таким образом, у Леонида условно в руках оказывается практически все самое важное для создания или просмотра кинематографической истории: сценарий в форме автобиографической рукописи писателя и самый главный режиссёр СССР, живущий в соседней комнате.
Федорченко, фокусируясь на интересе и бесконечном воображении Леонида, меняет форму повествования, формат экрана становится совершенно непривычным, и глаза зрителей разбегаются в разные стороны. Понятное дело, что это настоящий авангард, игра и эйфория. Такое же можно встретить и в фильмах Питера Гринуэя (кстати, большого фаната Сергея Эйзенштейна), и в картинах Сергея Параджанова. В итоге постановщик «Последней «Милой Болгарии» вдохновляется их творчеством и создает нечто уникальное и почти новое для кино российского производства. Только праздность творчества сменяется реальными психологическими проблемами, которые так и смотрят прямо в душу с рукописи Курочкина. И теперь остается только сломать последний саженец яблоневого дерева, чтобы полностью разрушить связь с прошлым.
Основная аудитория «Последней «Милой Болгарии» – любители российского фестивального кино, которые постоянно следят за «Кинотавром», «Окном в Европу» и другими отечественными смотрами. Фанаты творчества Алексея Федорченко будут приятно удивлены стилем режиссера в этой картине, но останутся в полной эйфории и не разочаруются.