Несмотря на множество ограничений в связи с пандемией, зрители ходят в кинотеатры и готовы смотреть самое разное кино. Рассказываем об очередном дне из жизни Московского международного кинофестиваля.
ММКФ давно превратился в своего рода «фестиваль фестивалей», однако по сравнению с аналогичным Лондонским смотром в его конкурсной программе больше аутентичных и оригинальных картин. Не первый год фильмы из Бразилии и Португалии проходят отбор под тщательным взором Кирилла Разлогова. Нынешний ММКФ также не отличается от предыдущих, поэтому в конкурсной программе можно увидеть драму «Распоряжение» Лазару Рамоса, сделанную на пересечении реальности и фантастики.
Это дебютная картина популярного бразильского актера, номинированного в 2007 году на премию «Эмми» за роль в сериале «Змеи и ящерицы». В мире «Распоряжения» власти Бразилии сошли с ума и начали дарить бесплатные билеты всему черному населению обратно в Африку. Позже добрые в их понимании действия дошли до тотального гонения людей африканской крови и очевидной депортации. В центре событий оказываются адвокат, его жена и брат, которые пытаются выступить против безумия властей.
Фильм Лазару Рамоса попадает в контекст Black Lives Matter и в абсурдной манере показывает изнанку белого общества. Только в его истории нет злодеев и героев, режиссер не наделяет какими-то классическими характеристиками обе стороны конфликта. Рамос пытается оставаться максимально объективным в своей истории, написанной в соавторстве с Луизой Сильвестре. Режиссер здесь — словно независимый журналист, оказавшийся в горячей точке, а зритель уже сам должен вынести окончательный вердикт.
Следуя своей политике «фестиваля фестивалей», ММКФ привозит разные картины, международные премьеры которых состоялись на других смотрах. Однако некоторые фильмы, уже показанные в Москве, оказались в программе «8 ½ фильмов» Петра Шепотинника. У зрителей появилась возможность посмотреть польскую картину «Тело Христово» Яна Комаса, попавшую в short-list минувшего «Оскара», но не дошедшую до официальной номинации. По словам куратора программы Петра Шепотинника, он практически уговаривал редколлегию фестиваля добавить этот фильм на ММКФ, несмотря на предыдущую московскую премьеру. Действительно, на сеанс пришло большое количество зрителей. Другими словами, средний зал «Октября» был полон, не исключая осторожную рассадку.
Даниэль за свое пребывание в колонии влюбился в христианство и сдружился с местным пастором. Молодой человек мечтал о свободе и официальном служении Богу, но оказывается, что это невозможно. В священники не принимают судимых людей. После окончания срока Даниэль отправляется в маленькую польскую деревню, чтобы работать на лесопилке. По приезде он поражен условиями жизни и реальностью. Он сбегает в церковь, чтобы у Бога выпросить знак. В какой-то момент при разговоре с одной девушкой он называет себя пастором, и ему верят. А тут как раз местный священник заболел, некому вести службу. Даниэлю приходится импровизировать, чтобы никто не узнал о его обмане.
Притча о добре и зле, Боге и замаливании грехов поражает своей искренностью, реализмом и метафоричностью. Даниэль сердечно помогает прихожанам его церкви. Классическое и консервативное католичество уходит на второй план, главный герой пытается учить жителей деревни милосердию, доказывая, что они просто люди. Молодой пастор идет против властей, чопорных соседей и даже иногда самой церкви для достижения справедливости. Только судьба его давно предопределена, и ему приходится с этим смириться.
Несмотря на изобилие интересных фильмов в конкурсе, мы не смогли пройти мимо программы «Мастера», где собраны новые картины живых классиков. Поздним вечером в зале IMAX показали последнюю работу известного мексиканского режиссера Артуро Рипштейна «Дьявол между ног» — про страсть, ненависть и любовь одной почти пожилой супружеской пары.
Их дни наполнены ссорами, ворчанием и бесконечными изменами. Они уже столько лет вместе, что при общих разговорах словно смотрят в собственное отражение. Она записывает его ненавистные словечки и читает их вслух потенциальным любовникам, он приходит почти каждое утро, чтобы сфотографировать ее голой. Грубо, дерзко, но человечно у Артуро Рипштейна показана совместная жизнь двух супругов, у которых вроде бы осталась только взаимная ненависть и не больше. За гиперреалистичной драматургией скрывается тонко продуманная мизансцена в черно-белых тонах. Каждый раз, когда невозможно выслушивать ругань мужа на жену, эстетика начинает выходить на первый план. И вот — медленное танго в софитах и открытые улочки Мехико. Другими словами, дихотомия реальной жизни.
Ася Заболоцкая