Новому сериалу Микаэлы Коэл, звезды другого шоу под названием «Жевательная резинка», уже прочат несколько номинаций на премии «Эмми» и «Золотой глобус». Это второй проект британской сценаристки и актрисы, где она свой личный опыт адаптирует для телеэкрана. Несмотря на многочисленные релизы разных сериалов и фильмов в эпоху #metoo, «Я могу уничтожить тебя» кардинально отличается от своих предшественников искренностью, дерзостью и реализмом.
Многие рассматривают ваш сериал как некий манифест, задача которого — изменить общество. А вы что думаете по этому поводу, имеет ли ваше шоу образовательный характер?
Сам сериал открыл для меня много удивительных вещей, о которых я раньше не подозревала. Во время написания сценария я постоянно работала с личными историями знакомых людей и своим собственным опытом. Многое почерпнула из обычных разговоров, и мне очень хотелось, чтобы зрители тоже получили новые знания. Например, в сериале есть сцена со снятием презерватива во время секса. Мужчина украдкой снимает презерватив, а потом пытается оправдаться и перенести свою вину на женщину. Оказывается, это тоже является одной из версий харассмента. Мне хотелось поделиться своими знаниями со зрителями, поэтому я внесла этот момент в сценарий. Понимаете, когда мы занимаемся искусством, создаем что-то, то нам всегда хочется как-то изменить свою аудиторию. Моя цель — стимулировать, провоцировать и развлекать своих зрителей, но не в глобальном масштабе. Мне хочется, чтобы моя аудитория через собственную рефлексию пришла к каким-то внутренним выводам.
Вы разрушаете много стереотипов и табу в своем сериале. Некоторые вещи так детально еще не были показаны на телеэкранах. Например, сцена секса во время менструации. Вы так изначально планировали?
Если честно, я об этом даже не думала, когда писала сценарий. У меня не было цели ломать какие-то стереотипы, тем более табу. Во время написания сценария я просто весь свой опыт и других людей пыталась детально перенести. Я писала и писала, и совершенно не думала, что какой-то реальный жизненный момент еще не могли показать в ТВ-индустрии. Мне казалось более правильным именно не зацикливаться на таких сторонних моментах. Действительно, сцена секса во время менструации очень реалистично показана, ну это просто потому, что так оно и есть. Я прям так и писала, чтобы там были обязательно показаны сгустки крови, но у меня не было в планах сделать что-то провокационное.
Ваш сериал с разных сторон рассматривает проблему виктимблейминга. Почему для вас было так важно показать разные формы его проявления?
Понимаете, мы не в силах убежать от вины и самого обвинения. Жертва может сама себя подвергнуть виктимблеймингу, утверждая, что в этой ситуации виновата только она. Потом начинают обвинять и другие люди. Близкие тоже переносят вину не на насильника, а на жертву. Только они это делают из-за беспокойства, из чистого сердца, но не могут подобрать слова. В таком случае они даже не подозревают, как сильно могут ранить человека. Мы с этим сталкиваемся каждый день. Мы злимся, когда близкие нас обвиняют, и злимся, когда обвиняем самих себя. Это как замкнутый круг, из которого очень трудно выйти.
Как вы думаете, может, есть более действенный способ перестать жертве винить себя?
Обязательно надо обратиться к психологу, потому что терапия действительно помогает. Однако бывают случаи, когда люди не могут себе это позволить. Тогда им может помочь Google. В интернете можно найти большое количество разного рода материалов, ссылки которых сразу же ведут на PDF-файлы. Остается только скачать их. Большинство жертв сексуального насилия страдают ПТСР, и по этой теме в интернете тоже есть огромное количество ресурсов. Тексты начинаются с самых простых слов: «Это не твоя вина. Ты не одинок/ка». Все это поможет жертве пройти тот сложный путь и выйти из замкнутого круга. Когда я проходила терапию, то постоянно заходила на разные вебсайты психологической помощи и читала информацию, которая была доступна. Можно начать с этого.
Теперь наше общество невозможно представить без социальных сетей. В сериале Twitter играет важную роль в жизни самой Арабеллы. Выходит, с одной стороны, социальные сети помогают в ее сложной ситуации, а с другой — калечат. Как вы думаете, какая цель у социальных сетей?
Я нахожу социальные сети очень интересным явлением, потому что там столько возможностей, которыми можно воспользоваться. Когда тебе одиноко, ты в любой момент можешь связаться с близкими, друзьями или завести нового знакомого. Люди могут рассказать о чем угодно, что происходит в мире. Можно разоблачить какого-то человека, как, например, у меня в сериале. Но, несмотря на все эти плюсы, социальные сети имеют колоссальное влияние на нас. Мы практически неразрывно связаны с ними. Некоторые частные компании не могут существовать без социальных сетей, потому что их бизнес просто пропадет. А каких-то десять лет тому назад все было совсем иначе. И, конечно же, от всего этого страдает наше психологическое состояние. Вопрос тут только один: «Как?» Над этим сейчас работает много исследователей, а мы с вами, словно подопытные крысы, принимаем в этом эксперименте участие. Конкретики пока никакой нет, но людям стоит серьезнее подходить к этому вопросу.
Работа над сериалом кажется очень эмоционально выматывающей из-за такой серьезной темы. Сначала вы писали сценарий, проживали каждую проблему героя, а потом снова к ним возвращались уже как участник, в образе Арабеллы. Не было риска потерять при этом саму себя?
Я во все свои проекты окунаюсь с головой и полностью в них растворяюсь. Если говорить о потере самой себя, то только в положительном ключе. Я просто кайфую от этого. Когда есть возможность полностью посвятить себя персонажу и истории — это же замечательно. Я пропускаю всех героев через свое сердце и пытаюсь выцепить маленькие частички из их характеров, которые смогу применить в реальной жизни. Возможно, именно эти частички помогут сделать общество немного лучше.
И последний вопрос. Вы не боитесь, что теперь все знают вашу личную историю, так как сериал, в первую очередь, основан на вашем жизненном опыте?
Я призналась, что была подвергнута сексуальному насилию, еще в 2018 году. Все это проходило в рамках лекции на Эдингбургском телевизионном фестивале. Моей аудиторией тогда были люди исключительно из ТВ-индустрии. Поэтому хочу сказать, что я ничего не боюсь, потому что всегда была открытой.
Ася Заболоцкая
Все серии сериала можно посмотреть на Amediateka