В прокат вышла авантюрная комедия «Молодой человек». Здесь 30-летний герой 26-летнего Павла Табакова сбривает бороду, чтобы сойти за 17-летнего и провести 5 дней в творческом лагере для старшеклассников. Цель – победить всех умом и опытом и получить 10 миллионов рублей, чтобы погасить ипотеку и утереть нос своему пронырливому однокласснику. Его играет Данила Козловский. Павел честно расписывается: далеко не все проблемы, показанные в фильме, ему лично близки. Но тем интереснее было сыграть этого отчаявшегося парня. И тоже вспомнить молодость на съемочной площадке, которая действительно базировалась в подмосковном лагере. Корреспондент Киноафиши.Инфо встретился с артистом на премьере «Молодого человека» и тоже попытался сойти за своего.
Павел, поскольку мы не первый раз пересекаемся в статусе «актер – журналист», я точно знаю: вы в принципе не большой фанат интервью.
– Да-да.
А почему?
– Не знаю. Наверное, я не очень люблю делиться какой-то информацией. Я ее собираю и бережно храню. Возможно, это с возрастом уйдет.
Тогда логичный вопрос: почему все-таки решили, что интервью по фильму «Молодой человек» давать будете? Это условия вашего контракта или вам проект нравится настолько, что готовы о нем рассказать?
– Скажем так, сейчас не самое простое время. Кинотеатры потихоньку умирают, и поскольку я очень хорошо отношусь к команде, которая делала этот фильм, то интервью воспринимаю как элемент привлечения зрительской аудитории. Хотя мне всегда сложно говорить про то, какой получился фильм. Я его видел, но оценивать со стороны то, в чем ты принимаешь участие, всегда сложнее, потому что ты предвзят, ты в этом работал и заинтересован в успехе. Но опять-таки из-за сложной сложившейся ситуации надо, чтобы продюсеры, которые вкладывали свои средства, и получили их обратно, и заработали.
А если говорить о вашей личной симпатии к «Молодому человеку»? Чем он может быть интересен потенциальному зрителю?
– Мне кажется, он хорош тем, что в нем нет одной очень популярной составляющей: к сожалению, в большинстве русских комедий движимая сила сюжета – это употребление алкоголя и достаточно низкие шутки, гэги. Саша (режиссер и сценарист Александр Фомин. – Прим. ред.) написал хорошо, без этого. К сожалению, мы не смогли получить определенную музыку, которая изначально предполагалась в проекте. Но в остальном Саша точно знал, что и где будет происходить, что и как снимается; скажем так: человек с раскадровками в нынешнем мире – это редкость. Он до фраз знал, какие кадры нужны в сцене и на каких фразах нужно что-то акцентировать. И в этом смысле да, мне очень понравилось работать на проекте «Молодой человек», когда вы не гоняетесь по кругу. Я не говорю, что это плохо – снимать одну и ту же сцену в два общих, средних и крупных плана. Но у нас этого не было, и от этого был кайф работы: мы играем сцену, нам говорят «Стоп, вот эту фразу нужно только на крупном сказать, и мы закончим». Что-то на среднем, что-то на крупном. В этом смысле мне очень понравилось.
По-моему, это очень крутая оценка из уст актера, который в недавнем интервью сказал, что в принципе старается не судить по одной работе о режиссерах.
– Дебют у Саши, я надеюсь, получится. В плане взаимодействия «актер – режиссер» это было очень хорошо. Иногда помогал Илья (Найшуллер, креативный продюсер и исполнитель одной из ролей. – Прим. ред.), что-то Саше советовал, но именно с актерами работал только Саша.
Кстати, вы года три назад сказали, что давно на экране не видели хороших русских комедий. Понятно, что три года – это определенный срок и у нас был карантин, сейчас вот тоже есть сложности, но можно ли сказать, что «Молодой человек» пытается разорвать ткань вашего личного недоверия?
– Да, можно так сказать, потому что до этого у меня в голове были, если не брать что-то такое лирично-трагично-комическое, только «Каникулы строгого режима». Мне по крайней мере зашло, это вот прям мой жанр, когда стараются что-то по-доброму донести, но нет этих стандартных гэгов.
Мы с друзьями предпочитаем классику: «Гарри Поттер», «Властелин колец», «Мстители». Особенно в нынешнем контексте, когда не очень хочется думать в выходной день вечером дома. Хочется, чтоб было все понятно и знать, что хорошие победят.
В фильме «Молодой человек» очень четко проговаривается возраст главного героя. Ему 30 лет. Персонажам, к которым он пытается подмазаться, 14-16 лет. Вам в момент съемок было 25. Так к кому вы ближе себя ощущали? Или вы были таким мостом между поколениями?
– Да в целом все нормально ощущалось. Все-таки сами актеры были постарше, поэтому связь на площадке была. Не знаю, удалось мне это передать или нет, но я старался. Просто у меня все друзья всегда были старше, поэтому мне сложно сейчас сказать что-то и понять, что модно у молодежи. Поэтому, наверное, и с Сашей (режиссером. – Прим. ред.) мы оказались похожи, нам музыка нравится одна и та же. А вот проблема, которая есть у героя Вани, – ипотека – мне пока неизвестна, но могла бы быть. Просто что-то пошло не так, пришлось отложить эту затею. Чему я даже немножко рад, но в целом в фильме «Молодой человек» мне ближе взрослые взгляды на жизнь. Или вот с кино: мы с друзьями предпочитаем классику: «Гарри Поттер», «Властелин колец», «Мстители». Особенно в нынешнем контексте, когда не очень хочется думать в выходной день вечером дома. Хочется, чтоб было все понятно и знать, что хорошие победят.
Этого вопроса не было в моих заметках, но захотелось спросить: сейчас на фоне нашей странной киноситуации в кинотеатрах стали показывать еще больше отреставрированных версий старых картин. Например, недавно в прокат вышла «Хиросима, любовь моя». На такие штуки вы ходите?
– Такие фильмы же обычно реставрируют к датам. «Апокалипсис сегодня», «Криминальное чтиво» – это все по возможности, когда что-то совсем такое значимое, мне нравится смотреть на большом экране. Что-то, на чем я рос, работы тех режиссеров, которые мне очень нравятся. Это я практикую периодически. Я хотел, но не получилось, и пришлось сдать билеты на «Кофе и сигареты». Такие истории практикую, да.
Это опять же говорит о том, что вы ближе по мышлению к Ване. Но в целом, вы знаете, «Молодой человек» определенно порождает дискуссию. Мы в рабочем чате после показа решили, что каждый должен составить свой список самых острых и актуальных проблем. И они ведь действительно разные у 20-летних и 30-летних. Хотя в чем-то мы сходимся. Но я вам предлагаю сейчас присоединиться и составить свой списочек. Вот вам двадцать шесть, какие болевые точки у 26-летнего москвича?
– Скажем так, наверное, у меня есть парочка одноклассников и знакомых, которые такие… более предприимчивые. Про себя не могу сказать, что я хорошо учился, но я, например, зарабатываю себе на хлеб честно. И да, мне это довольно легко далось, но сама работа такая, что, выполняй я ее плохо, на нее не было бы спроса в моей стезе. Не сказал бы, что это болевая точка, не мне про это говорить, но иногда появляется такое ощущение, что есть талантливые люди, которые могли бы прийти на определенную должность и что-то изменить к лучшему, а сейчас ее занимает тот, кто грамотно распоряжается финансовыми потоками.
Коррупция – вечная проблема, не только московская. Или амикошонство. Это я специально слово выучила, чтобы красиво заменять слово «кумовство».
– Да, хорошее слово. Ну и, наверное, есть проблема в том, что мы все хотим всего и сразу. И мы всегда хотим выбрать путь полегче, что не есть хорошо.
Думаете, путь Вани – притворяться, играть другого человека, полегче? Я бы не сказала.
– Тут важно, что Ваня в итоге приходит к тому, что легкий путь не принесет удовлетворения и главное – остаться человеком в своих глазах и глазах людей, к которым ты хорошо относишься. Точнее, ты надеешься, что они будут к тебе хорошо относиться. В этом, по-моему, главная мысль Вани в фильме: легкий путь не приносит удовлетворения, это не хороший вариант.
Легкий путь не приносит удовлетворения, это не хороший вариант.
А что делать с проблемой недоигранного детства? Ваня же сам говорит, что этот лагерь – его шанс порезвиться так, как он не мог, пока был школьником. Эта мысль важна? И насколько, как вам кажется, действительно актуальна проблема недоигранного детства у современных тридцатилетних?
– Да, в принципе, она есть, и, скажем так, мальчикам в этом смысле сложнее: они вечные дети – с их кризисами среднего возраста. Мне в детстве не часто покупали Lego, и когда я начал зарабатывать, я периодически стал совершать нервные покупки. Вижу конструктор, покупаю его, собираю и очень собой горжусь, потому что… Вот последним «Тысячелетний сокол» из «Звездных войн» собрал.
Да ладно?!
– Да, а теперь я думаю, что мне дальше с ним делать? Покупка была импульсивной, но так я иногда возвращаюсь вот в это детство, когда тебе говорили: «Зачем? У тебя же уже есть». Так я его сам доигрываю. Ну а что, мы все люди, вполне нормально, что мы иногда впадаем в какое-то ребячество. И я вам скажу, я был бы не против, если бы мы с друзьями куда-то собрались и поехали, в какой-то лагерь. Измазать каких-нибудь взрослых в зубной пасте мне было бы в кайф.
И жить впятером в одной комнате готовы?
– Я жил в общаге, нас, правда, максимум четверо было. Так что сживаться с людьми я умею, на протяжении четырех лет в общежитии я это практиковал. А вот какие-то ребяческие игры и дуракаваляние – нет, а это нормально, как мне кажется, такое должно иногда случаться.
Ну неужели пастой даже не мазали друг друга на первом курсе?
– Нет, у нас был трудный график: начинали в девять и заканчивали в семь, потом были самостоятельные репетиции. А в лагере я был один раз. Мы тогда жили на Октябрьском Поле, и несколько ребят из нашего дома такие: «Мы едем в лагерь с английским уклоном», и поскольку мы дружили, мы все и погнали. Компанией из шести человек решили поехать. Мы все учились в одной школе, дружили. И я бы еще раз испытал это ощущение.
Так вы и испытали в прошлом году, когда снимались!
– Но там пастой не мазали. Там мне только нарисовали на щеке кое-что.
Но лагерной жизнью же все равно пожили. Вы же вроде всей группой на время съемок в него переехали.
– Это не совсем то. Было много народу на съемках, и все немножко выматывались из-за количества людей. А если оставались там на выходные, то мне приходилось уезжать в Москву на работу. Так что я уверен, у них там что-то было. Но не со мной.
Существует миф о том, что даже короткие, на две недели, выезды в лагерь рождают как будто нового человечка внутри имеющегося. Насколько этот миф подтверждает ваш опыт и опыт Вани из «Молодого человека»?
– Блин, это было так давно, за себя я не скажу. А про Ваню да, это верно. Он же говорит, что получил эту дозу детства концентрированно. Но я помню, что у меня была после лагеря тоже дискотека, плачете, что вы все уезжаете, полгода где-то созваниваетесь, пытаетесь где-то встречаться, но потом жизнь разводит. В этом есть романтический кайф.
А в целом как бы вы могли охарактеризовать Ваню? У нас, конечно, стараются прописывать героев не плоскими, не однозначно плохими, не однозначно хорошими, но меня зацепила в другом вашем интервью характеристика, которую вы сами себе дали: вроде хороший, но немного бедовый. Я подумала, Ваня, наверное, такой же
– Он не очень хороший, ведь, когда его увольняют, он говорит: «Почему меня, а не Артура?», то есть он больше трясется за себя. У него ипотека, у него вот это все. Искать новую работу не очень просто, и платеж он просрочил, потому что думал, что вот-вот получит повышение. Но он хороший, в конце он приходит к тому, что он хороший, хотя изначально у него корыстный замысел. Он хороший, потому что понимает, что нужно жить честно.
Он хороший, потому что понимает, что нужно жить честно.
Когда смотрела, я все время думала: а делает ли нас плохими наше желание хорошо жить.
– Нормально, если это честным путем. Когда это честным путем достигнуто. Потому что я не думаю, что я был бы доволен собой, если бы… если бы в моей работе был такой элемент, возможность как-то нечестно себя вести, наверное. Если ты, чтоб жить хорошо, идешь по головам других людей, – это не есть правильно. Если так существовать, то, мне кажется, удовлетворения не будет от жизни, будешь просто хапать все больше и больше. В моей работе это делать сложно: тебя либо утвердили, либо не утвердили, тут не получится. В балете можно засунуть стекла в пуанты, у нас не очень такое принято. Еще в колледже все поддерживали друг друга.
Я помню, как вы сказали в самом начале, что сложно рассуждать о фильме, в котором вы снимались, но, поскольку вы уже посмотрели, сможете оценить: это больше комедия или в легкой форме нравоучение?
– Это важно, когда комедия чему-то учит, но это не нравоучение: так правильно, так неправильно. В западной системе образования есть такие игровые обучающие уроки морали, поведения, когда через игру показывают, что вот так правильнее, а вот так можно, но так нехорошо. Это, наверное, что-то из этой серии. Как урок в игровой форме – так могу это охарактеризовать.
Это важно, когда комедия чему-то учит.
При этом этот урок исключительно для российских школьников. Или вы чувствуете в «Молодом человеке» международный потенциал?
– Это же не про какие-то наши скрепы, понятные только нам, – вполне жизненная ситуация, которая может быть. Так что потенциал есть, просто в сложившейся ситуации не знаю, есть ли возможность. Если бы этой ситуации не было, вполне возможно было бы повторить, как с фильмом «Самый лучший день», который продали в 30, кажется, стран. Это показывает, что интерес к продукту есть. Покупают права на показ на территории страны в онлайн-кинотеатрах, что тоже хорошо для нашей киноиндустрии. В последние годы за счет развития стримингов уровень поднялся – и поднялся он нормально.
Вы же понимаете, что этот вопрос вам зададут все, и я, наверное, не первая, кто его уже задает, но вам самому часто говорят, что в холодильнике спите, как Ване?
– Нет, это зависит от того, во сколько я лег и проснулся. Иногда могу выглядеть и старше. В «Молодом человеке» несколько раз говорят эту фразу, мне ее никогда не говорили. Я даже до Саши докапывался, что это значит. Он говорил: если что-то лежит в холодильнике, то оно дольше хранится. Но паспорт я с собой всегда ношу, это правда.
А вообще с проблемой несостыковки возраста сталкивались? У нас же эйджизм – тоже проблема времени. С чем вы это связываете, почему так важно, сколько известным людям лет, причем неважно, в какой сфере?
– Не знаю, мне как-то все равно на эту тему. Я не испытывал никогда с этим проблем. У меня пару раз было, что я пришел на пробы и говорю: «А зачем? Я же очевидно младше». Я понимаю, что кастинг-директору надо выполнять работу, но так-то зачем? Есть актеры постарше меня, которые тоже могли прийти. Но агрессивности я в этом не вижу, хотя есть в нашей прекрасной профессии привычка сравнивать себя с западными артистами: когда тот сыграл вот эту роль, ему было столько.
То есть проблемы эйджизма пока что для вас не существует?
– Я уважительно отношусь к людям любой возрастной категории, не глядя на то, чего они в жизни добились, если это хорошие люди. И стараюсь советовать своих друзей-коллег-артистов, если они молодо выглядят при возрасте постарше, что вот есть хороший артист – и он еще и молодо выглядит.