«В моей жизни было мало несчастных случаев», – как-то сказал Гаспар Ульель в одном из своих интервью, в очередной раз отвечая на вопрос о своем шраме, после чего суеверно постучал по дереву. Глядя на этот, казалось бы, глупый жест из сегодняшнего дня, невольно ужасаешься, какой злой и беспощадной иронией обернулась жизнь: в 37 лет актер погибает именно в результате несчастного случая. За свою 25-летнюю карьеру он обзавелся ярлыком enfant terrible, перерос его, сыграл множество запоминающихся ролей и настолько полюбился зрителям далеко за пределами Франции и даже Европы, что его гибель потрясла даже малознакомую с его жизнью и работой публику. В память об актере рассказываем, как стеснявшийся своего шрама юноша стал одним из лучших актеров своего времени, способным пленить любого в считанные секунды.
Дитя моды
25 января 1984 года в коммуне Булонь-Бийанкур у Сержа и Кристин Ульель родился сын Гаспар. Отец мальчика – дизайнер, а мать – стилист, и потому карьеры в модной индустрии Гаспару, казалось бы, не избежать. Тем не менее ему это удалось, хотя путь Ульеля еще не раз пересечется с модой. В 11-летнем возрасте стеснительный мальчишка, в школе сидящий на последних партах и с головой погруженный в собственный мир, по чистой случайности начинает ходить на кастинги – подруга его матери открыла агентство и искала молодых актеров, и Гаспар, сказав «Почему бы и нет?», стал впервые появляться на телеэкранах в небольших ролях. «11-летнего съемочная площадка фильма всегда впечатляет, и эта работа казалась мне простой», – говорил актер, вспоминая начало своей карьеры.
Несмотря на первые успехи, Гаспар быстро осознал, что в действительности он хочет быть не перед камерой, а за ней – с тех пор он намеревался заняться режиссурой, и до конца жизни не оставлял надежду самостоятельно написать сценарий и снять по нему фильм, чему, увы, так и не суждено было случиться. Ульель даже начал изучать кино в Университете Париж VIII в Сен-Дени, однако в 2003 году стремительно развивавшаяся актерская карьера вынудила его оставить учебу. Тем более что годом ранее Гаспар впервые был номинирован на главную кинопремию Франции «Сезар» за фильм «Целуй кого хочешь» как самый многообещающий актер.
Робкий Василек и дьявольски привлекательный Ганнибал
Впоследствии Гаспар еще дважды станет номинантом на эту награду – за фильм «Заблудшие», в 2003 году претендовавший на «Золотую пальмовую ветвь» Канн, и «Долгую помолвку» Жан-Пьера Жене с Одри Тоту в главной роли. В обоих Ульелю достались роли молодых ребят, оказавшихся на войне, но теперь кажется, что именно в юноше с нежным прозвищем Василек из второй ленты заключена эссенция самого Гаспара Ульеля: скромный, эмпатичный и чрезвычайно дружелюбный, с никогда не покидающим его взгляд озорством. Ульель обладал фантастической харизмой, в любой роли мог запросто влюбить в себя зрителя – будь то молодой Ганнибал Лектер или эксцентричный Ив Сен-Лоран. Даже шрам на лице, полученный в шесть лет после нападения собаки, не просто не помешал ему играть, но и стал его «фишкой»: он был больше похож на ямочку на щеке – чертовски милую особенность, которую Гаспар никогда не скрывал, хотя и долгое время стеснялся ее.
2006 год принес актеру одну из самых значимых ролей в его жизни – в фильме Питера Веббера он сыграл Ганнибала Лектера. Уверенный, что Энтони Хопкинсу он неровня, Ульель тем не менее проделал колоссальную работу, готовясь к роли: посещал в Праге занятия по аутопсии, самостоятельно работал над сценарием – не оставалось сомнений в том, насколько искусно и аутентично может играть Ульель, даже когда речь шла о ролях, казалось бы, одного актера.
В скором времени модная индустрия все-таки настигла актера – почти одновременно он появился на обложке французского Vogue и снялся в кампании Longchamp вместе с Кейт Мосс. Не за горами было предложение стать лицом парфюма Bleu de Chanel, которым актер являлся на протяжении более 10 лет: за это время он успел поработать со Скорсезе, а также режиссером «Стыда» и «12 лет рабства» Стивом МакКуином. «В какой-то момент я стал бояться, что стану для режиссеров всего лишь красивым лицом», – тем не менее рассказывал актер, размышляя о своей причастности к моде. Со временем станет ясно, что бояться Ульелю было нечего: позже он снялся у Ксавье Долана, Бертрана Бонелло, а также стал частью гиганта под названием MCU, присоединившись к касту «Лунного рыцаря».
Воплощение Франции
Гаспар Ульель был убежден, что француза определяет элегантность. Оттого неудивительно, что актер любил повторять мысль модельера Юбера де Живанши о том, что секрет элегантности – это оставаться самим собой. Ульель и сам был ее воплощением, абсолютно все в нем, каждая мелочь – от жестов до стиля – говорила о ней. Но и в своей жизни актер стал подтверждением правдивости афоризма де Живанши: несмотря на все обстоятельства и специфику своей работы, Гаспар оставался верен самому себе. Даже работая над байопиком «Сен-Лоран. Стиль – это я», Ульель отказался становиться копией одного из столпов французской моды: «… идея заключалась в том, чтобы я на 50% был Ивом Сен-Лораном, а на 50% – самим собой».
Притом что Ульель заключал в себе черты эдакого романтического героя со страниц французского романа – эрудированность, утонченность и отменное чувство стиля, – он был напрочь лишен свойственного французам снобизма. Никогда он не щеголял ни своей образованностью, ни успешной карьерой, всегда оставался сдержанным и даже как будто немного стеснительным. Не понимал, как его могут считать красивым, хотя иногда казалось, что он все-таки слегка лукавил, удивляясь этому. Таким же ему удалось остаться даже в роли смертельно больного Луи из «Это всего лишь конец света» – красивым, немногословным и с грустной улыбкой на лице. Таким его и хочется запомнить.
Лучшие роли Гаспара Ульеля
-
Иван в «Заблудших»
Роль Ивана в фильме Андре Тешине принесла 19-летнему Гаспару Ульелю вторую в его жизни номинацию на премию «Сезар». Действие «Заблудших» разворачивается в мае 1940 года – начинается оккупация Франции. Неотесанный и грубоватый Иван спасает женщину и двоих ее детей во время обстрела, и теперь они вынуждены вместе скрываться от войны в лесах.
-
Василек в «Долгой помолвке»
Режиссер «Амели» Жан-Пьер Жене обеспечил Ульелю его первую известную роль – парнишки по фамилии Манек, попавшего под военный трибунал во время Первой мировой войны вместе с еще четырьмя солдатами за членовредительство. Пятерка оказывается на нейтральной территории между французскими и немецкими окопами – живыми отсюда не выбираются. Тем не менее его невеста Матильда уверена, что юноша жив, и потому как бы играет в детектива, пытаясь разузнать что-нибудь о его судьбе.
-
Ганнибал Лектер в «Ганнибал: Восхождение»
Этот проект стал для Гаспара испытанием по нескольким причинам. Во-первых, это первый англоязычный фильм в его карьере. Во-вторых, еще совсем молодому актеру предстояло взяться за роль, теперь уже навеки ассоциируемую с сэром Энтони Хопкинсом. И тем не менее Ганнибал удался Ульелю на славу – устрашающий, но дьявольски обаятельный.
-
Ив Сен-Лоран в «Сен-Лоран. Стиль – это я»
В очередной раз путь Гаспара Ульеля пересекся с модной индустрией в 2014 году – на больших экранах вышел, возможно, самый известный фильм с участием актера, где тот сыграл дизайнера Ива Сен-Лорана. Лента охватывает ключевой период в карьере модельера – с 1967 по 1976 года, – который завершился показом одной из самых знаковых коллекций модного дома – Opera-Ballets Russes. Актерская игра Ульеля – возможно, лучшее, что есть в фильме: пока вокруг царит «долгий 68-й», Ив Сен-Лоран тонет в собственной меланхолии и разочарованности всем и вся – собой в первую очередь.
-
Луи в «Это всего лишь конец света»
В этом фильме встретились два экс-enfants terribles: квебекский режиссер Ксавье Долан и француз Гаспар Ульель. Получившая Гран-при в Каннах в 2016 году лента рассказывает о драматурге Луи, который после 12-летнего отсутствия возвращается к семье, чтобы поделиться трагичной новостью: он неизлечимо болен. Однако властная мать, хладнокровный брат и сестра, которую Луи почти не знает, слишком поглощены собственными ссорами, чтобы дать ему возможность рассказать им о своей неминуемой смерти. Ульель был совершенно бесподобен в роли сломленного героя, который даже в кругу своей семьи оказывается чрезвычайно одинок.
Вы также можете узнать полную фильмографию Гаспара Ульеля на нашем сайте.