2012 год. Одна версия «Мстителей» только что спасла Нью-Йорк, вторая – из 2023 года – пытается перехватить у первой Тессеракт, а Локи в наморднике – лишь молчаливый наблюдатель разворачивающегося вокруг него хаоса. Но вот заветный камушек оказывается в руках бога озорства, и он быстренько телепортируется в Монголию, где он в очередной раз попытается начать выполнение своей «славной миссии», но снова потерпит поражение: в следующие несколько секунд Локи окажется в ошейнике и будет арестован агентами Управления временными изменениями. После этого ему предстоит встреча с врагом, доселе ему неведомым, – старой доброй бюрократией.
Управление временными изменениями
Четвертая фаза кинематографической вселенной Marvel примечательна хотя бы тем, что впервые сериалы студии – такие же важные ее части, как полнометражные фильмы. Теперь для складывания пазла, которым и является эта киновселенная, просмотр сериалов уже не опционален – скепсис к многосерийным проектам от Marvel в будущем может сильно исказить понимание происходящего в полных метрах. Время и его альтернативные версии как лейтмотивы всей новой фазы были намечены еще в «Мстителях: Финале», но только сериал «Ванда/Вижн» продемонстрировал, насколько плодотворна может быть эта задумка. «Локи» же берется за дальнейшее расширение границ вселенной и представляет зрителям новую структуру – Управление временными изменениям.
В некотором смысле эта организация – продолжатели дела Хранителей Времени, но вместо чародейства агенты УВИ берут на вооружение бюрократию и технологический прогресс. Подобно Верховному магу Земли (Древняя, а затем доктор Стрэндж) они следят за тем, чтобы течение времени сохраняло свою целостность, а тех, кто все-таки ее нарушает, арестовывают и отдают под суд. Очевидно, что пройти мимо сбежавшего из Нью-Йорка 2012 года Локи УВИ просто не могло.
Пребывание бога озорства в стенах управления выходит уморительным, потому что оказывается, что при всей божественности Локи ничто человеческое ему не чуждо – бюрократия доконает его как любого смертного. Ему придется отчитаться за все, что он когда-либо говорил (хотя для такого балабола, как он, стопка бумажек кажется слишком маленькой), взять талон при отсутствии очереди (в противном случае его распылят на месте) и усомниться в собственной видовой принадлежности. Смех заканчивается, когда, подобно «Ванде/Вижену», сериал берется интерпретировать время. Если Ванде приходилось постепенно принимать тот факт, что ее счастливая жизнь с Виженом не более чем искусная фикция, Локи увидит свое будущее и должен будет смириться с тем, что никакое из его дальнейший решений ничего для него не изменит. Трагедия Локи заключается в том, что его вера в собственное всемогущество разрушится, когда ему скажут, что он – лишь инструмент для самосовершенствования других людей (в его случае – «Мстителей»). В связи с этим УВИ представляется скопищем изнуренных офисных работников, сделавших фатализм своей философией.
Хаотичный дуэт
На их фоне выделяется агент Мобиус – менеджер среднего звена. Он в доктрину фатализма тоже верит, но это не мешает ему заключить якобы невероятно выгодную сделку с Локи. Тут все и становится интересно: богу озорства предстоит помочь в поимке преступника, нарушившего течение времени, причем им оказывается альтернативная версия самого Локи. Конечно, Marvel не была бы Marvel, если бы все было так просто: Мобиус так и не сообщит, что же он предлагает Локи в обмен на сотрудничество. Этот факт заставляет опасаться Мобиуса, хотя тому и удается начать выстраивать с Локи некое подобие дружеских отношений.
Вообще бросать в пучину событий героев, которые, на первый взгляд, не в состоянии работать слаженно, – это уже канон для студии: Сэм и Баки, Дарси и Джимми Ву, Брюс, Тор и Брунгильда. Начало «Локи» заставляет думать, что та же участь ждет Мобиуса и Одинсона: первый иронизирует над божественными замашками Локи и превращает разговоры с ним в сеансы психотерапии, а второй с надлежащим фигуре его масштаба пафосом издевается над всем, что происходит в УВИ. Изменения в динамике этих отношений могут стать одним из самых увлекательных элементов сериала, потому что кажется, что прежде Локи не встречался с теми, кто был бы способен посоперничать с ним в говорливости.
Философия Локи
За время, что первый эпизод уделяет болтовне Локи, тот успеет наконец внятно объяснить, что он подразумевал под «славной миссией» – неспроста эта серия так и называется. В отличие от всех злодеев киновселенной Marvel, которые очевидно попадали в категорию «плохих», Локи общественность так и не смогла отнести ни к злодеям, ни к героям: баланс между его предательствами и добрыми делами всегда сохранялся.
Marvel удается сохранить его и в сериале, и тут следует вернуться к его «славной миссии». Локи считает свободу – величайшей ложью, придуманной человечеством, и если вдуматься, то он в чем-то прав. Любой выбор несет за собой последствия, скрываться от которых вечно невозможно, следовательно, и свободным от них быть нельзя. Этот дуализм его основной идеи – с одной стороны, не лишенной истинности, с другой, не оправдывающей его методов, – схож с тем, на чем настаивал Танос, но уж его-то вряд ли кто-то запишет в благодетели. В том числе этим и интересен «Локи»: несмотря на всеобщую любовь к персонажу, авторы проекта все равно сохранили в нем это темное стремление к порабощению и диктатуре, контрастирующее с его светлой привязанностью к своей семье (именно о них он захочет узнать, смотря на свое будущее со слезами на глазах).
Знакомство с мультивселенной
После того, как был объявлен сиквел «Доктора Стрэнджа», в названии которого есть словосочетание «мультивселенная безумия», было лишь вопросом времени, когда студия начнет медленно, но верно приближаться к внедрению этой концепции в канву киновселенной. В этом смысле «Локи» – ее краеугольный камень, потому что именно здесь авторы не просто ее упоминают, а объясняют ее происхождение и механизм действия. Делается это довольно оригинально, с помощью стилизации – очень похоже на первые серии «ВандаВижен» и мелькающие в них рекламные вставки. Оказавшись в управлении, Локи вынужден просмотреть ролик о том, чем все-таки занимается эта организация. Запись представляет собой мультипликацию, выполненную в духе «Флинстоунов» или любой другой анимации 1960-х годов, и по содержанию напоминает разговор Древней с Беннером в «Финале». С экрана Мисс Минутка рассказывает богу озорства о Хранителях Времени, которые много тысячелетий назад остановили войну мультивселенных, организовав их в единый поток времени. Эти Хранители – эдакий высший менеджмент, чья «доктрина» в управлении под вопрос даже не ставится. Историческая справка перетекает в объяснение последствий для тех, кто попытается нарушить течение времени, а проговаривается это все в псевдодружелюбной воспитательной манере. Реакция верящего в собственную исключительность и непредсказуемость Локи на этот экскурс в историю – еще один источник юмора. Вообще привычная спесь Локи в УВИ очень быстро улетучивается, что, с одной стороны, работает как комедийный элемент, а с другой, добавляет драматизма – вскоре у него будто начинается экзистенциальный кризис из-за внезапно возникшей неуверенности в собственной значительности для вселенной.
Пасхалки
Как и следовало ожидать, первый эпизод «Локи» кишит отсылками к прошлым фильмам и намеками на будущее франшизы.
- Оммажи «Железному человеку» и «Тору: Рагнарек»
Подобно Тони Старку, Локи свалится с неба в пустыню, окажется на земле в аналогичной позе и даже сдерет свой намордник тем же жестом, что Тони отбросил маску от Марка I. Оказавшись в управлении, бог сталкивается с тем же процессом, что и его брат на Сакааре, только Локи беспокоится не о своих волосах, а об участи лучшей асгардской кожи, из которой сделано его одеяние.
- Гендер Локи
Фанаты давно спекулировали на тему того, что Локи – гендерфлюид, и теперь все ЛГБТК-сообщество может ликовать, так как эта информация подтвердилась: если приглядеться к файлам о Локи в руках Мобиуса, в графе «пол» можно разглядеть слово «fluid».
- Камни бесконечности
Отчаянно гоняющегося за Тессерактом Локи ждет сюрприз. В одном из помещений управления он находит множество камней бесконечности. И хотя скепсис сотрудников понятен – толку от них в управлении никакого, возникает вопрос, сколько таймлайнов приходится контролировать сотрудникам УВИ.
- Мефисто и Кошмар
Первый эпизод намекает на то, что в скором времени киновселенную может ждать пополнение в лице нового суперзлодея – демона Мефисто. Врага Тора и Призрачного гонщика можно увидеть на витраже в церкви, где оказывается Мобиус в XVI веке. Именно Мефисто, по убеждению маленького мальчика, ставшего невольным очевидцем, убил нескольких агентов УВИ. Однако упаковка жевательной резинки Kablooie, которую преступник вручил мальчику и на которой изображено лицо, очень напоминающее Кошмара – тоже демона, врага Доктора Стрэнджа, позволяет думать, что виновный в убийствах все-таки он, а не Мефисто.
- Земля-616
После того, как Локи завершает просмотр пленки со своей жизнью, на ее конце можно заметить надпись «ETH-616». Это отсылка к одной из вселенных в комиксах Marvel. Киновселенная же известна как «Земля-199999».
- Камео Стэна Ли
Когда Локи приводят в зал суда, на одной из фресок на стене (правой) можно увидеть персонажа, очень напоминающего Стэна Ли. Таким образом, даже после смерти он продолжил появляться в камео.