На пляже Куршской косы, недалеко от Калининграда, находят труп молодой девушки со вспоротым животом и белой лилией рядом с телом. Это убийство повторяет почерк так и не пойманного маньяка по кличке Жнец. Вот только с последней найденной жертвы прошло 22 года, а затем он бесследно исчез. За новое дело берется опытный следователь Ева Кайдас, которая не верит в подобное возвращение и считает, что в городе орудует умелый имитатор. Это событие привлекает известного в прошлом московского журналиста Романа Рахманова. Именно его шоу много лет назад Жнец превратил в настоящую сенсацию благодаря своим звонкам в прямом эфире. Роман надеется вновь погрузиться в это дело и закончить свою книгу о маньяке, присоединившись к новому расследованию.
«Коса» — новый оригинальный сериал онлайн-кинотеатра KION, уже отметившийся победой на Нью-Йоркском международном кинофестивале, как «Лучший ТВ/Веб-сериал». Продюсером стал Александр Цекало, работавший над схожим проектом «Метод». Правда, на этот раз перед нами не процедурал с набором расследований и сквозным сюжетом, а полноценные поиски одного опасного маньяка. Референсы все те же: повествование, напоминающее «Настоящего детектива»; небольшие вкрапления «Твин Пикса» с тайнами маленького городка и одержимый следователь, слишком глубоко погружающийся в дело на манер «Ганнибала». Даже первое прибытие на место преступление отдает стилем Уилла Грэма, пускай и не превращается в подробную реконструкцию убийства. Но равнение на лучших — дело благородное, особенно если удается создать интригующий сюжет о поисках маньяка и добавить щепотку собственных идей.
Первая серия как будто существует отдельно от сериала и может сбить с толку. Кажется, в ней решили использовать все смелые визуальные идеи разом. Пилот начинается с убийства, сделанного на манер титров сериала «Тьма» с отзеркаленным изображением. За этим следует щегольской монтаж, перемешивающий сразу несколько эпизодов в один, иногда добавляющий в них еще и воспоминания из прошлого. В таком нагромождении очень легко упустить мелкие детали и потерять нить происходящего. Но стоит привыкнуть к подобной подаче к финалу эпизода, как о подобных приемах забывают и в следующих двух сериях позволяют себе лишь стилизованные флешбэки. Еще одним интересным визуальным решением стали экраны телефонов и ноутбуков, которые в самые важные моменты появляются в виде своеобразной проекции и дополняют сцены.
Сама история на манер «Настоящего детектива» отдает пафосом и запредельной маскулинностью, которую не уравновешивает даже выбор главной героини. Ее суровости и резкости выражений могут позавидовать все оперативники. Сама Ева – типичный коп, постоянно ищущий маньяков и за годы службы заработавший лишь полное отсутствие личной жизни. При этом она как будто живет и работает в другой стране. Просыпается в собственном доме на берегу, принимает ванну, почему-то установленную на улице, и выбирает по утрам, на чем поехать сегодня, – эффектном Corvette или потрепанном джипе, поправляя стильную кожанку.
Здесь так выглядит вся Россия, больше похожая на мифическое место из сказок и эфиров федеральных каналов, в котором капитализм не просто победил, но и давно расцвел. Даже панорамы редкой столицы ориентируются на Москву-сити и богатые загородные дома, видимо, расположенные на Рублевке. Запоминающийся визуал хоть как-то уравновешивает выбор Калининградской области, как места основного действия. Она как будто получает индульгенцию на подобные стилистические решения. Европейское место само по себе и лишь отдаленно связанное с настоящей Россией. Но такая оторванность от реальности пускай и выглядит эффектно, но может стать преградой.
Одновременно с этим все эмоции в сериале существуют исключительно с приставкой «на разрыв аорты». В жизни каждого героя полно драмы и незакрытых гештальтов, которые угнетают каждого и способны разрушать крупицы хорошего. Это окончательно консервирует окружающую серьезность, делающую даже палящее солнце бледнее. Подобное еще больше роднит сериал с «Настоящим детективом», предлагая похожую атмосферу. Хотя даже там так не смаковали убийства. В «Косе» постоянно показывают убитых молодых девушек со вспоротым простой косой животом, усиливая ощущение ужаса подобными мини-инсталляциями аккуратно уложенных тел.
Но все это лишь детали и дело вкуса. Главным становятся все-таки поиски и поведение местного маньяка. «Коса» дает сразу несколько интриг, предлагая два расследования: нераскрытое дело 22-летней давности, окончившееся пропажей убийцы, а также новое убийство без явного исполнителя. Очень быстро история обрастает теориями и подозреваемыми. Почти каждый след ведет к новым тайнам, которые скрывают знакомые погибшей и местные жители. Пока малопонятным остается сам маньяк. Первые серии дают нам услышать его звонки в студию телепередачи. За очередным синтезированным голосом пока сложно разглядеть опасность и расчетливость, которые позволили ему убить 13 человек.
По первым трем сериями создается ощущение эффектного, стильного и мрачного триллера с интересной историей. «Коса» выглядит не только удачей платформы KION, но и в принципе выделяется среди всех российских проектов. Даже отсутствие самобытности и оригинальности не портит общее впечатление, а ощущается скорее данностью жанра. Единственным минусом может оказаться оторванность от реальности ради более пафосной, голливудской картинки. Впереди еще 5 серий и есть надежда, что «Коса» не пойдет по пути «Метода» и многих российских сериалов, подарив нам отличный финал и не растеряв весь запал в середине.
«Коса» с 25 августа в онлайн-кинотеатре KION.