За просмотром «Возвращения в Хогвартс» главные актеры в лице Дэниэла Рэдклиффа, Эммы Уотсон и Руперта Гринта часто говорили о тот, как им повезло оказаться в таком масштабном проекте. Их счастье основывалось не на желании побыть в книжном мире любимой истории, хотя, будучи детьми в то время, они себя так и ощущали. Через ретроспективу уже взрослые артисты поняли, насколько удачным и невероятным был весь актерский состав франшизы. Только сейчас к ним пришло осознание, что они делили экран с лучшими представителями британского кино и театра. Мы уже обсуждали, что в спецвыпуске о них говорили другие актеры, а теперь хотим поподробнее рассказать об интересных фактах из жизни слишком скоро покинувших нас звезд кинематографа.
Ричард Харрис – Дамблдор
Все фанаты «Гарри Поттера» знают, что главного волшебника, директора Хогвартса, играли два человека – Ричард Харрис и Майкл Гэмбон. Харрис успел сняться только в двух первых частях франшизы. Артисту пришлось согласиться на участие в «Гарри Поттере» из-за его 10-летней внучки, которая перестала бы с ним разговаривать, если бы он отказался от роли. К сожалению, из-за внезапной смерти он не смог продолжить воплощать образ Дамблдора. Коллеги Харриса вспоминают его как настоящего весельчака, резвого и смекалистого не по годам, а многие даже думали, что он молодой парень, запертый в теле старика. Хотя иногда его наивность играла с ним злую шутку. Например, Ричард Харрис считал, что птица Феникс – это настоящее хорошо выдрессированное пернатое существо. Правду ему так и не рассказали.
Хотя большинство зрителей, фанатов и просто любителей «Гарри Поттера» знают Ричарда Харриса только по его искусной работе над образом Альбуса Дамблдора, все же в мировой киноиндустрии он прославился по совсем другим причинам. Сама франшиза про волшебников старалась привлекать к себе именитых артистов, добавляя серьезности и академичности всей истории. По этой причине выбор пал на Харриса, который в течение своей актерской карьеры играл не только в крупнобюджетных картинах, но и в артхаусных культовых фильмах. Его громоздкая и суровая физиология сыграла важную роль в киноэпопее «Мятеж на “Баунти”» (1962), где он делил экран с самим Марлоном Брандо, а в Великобритании вместе с провокатором Линдсеем Андерсоном актер менял кинематограф консервативного Соединенного Королевства. Так на свет появилась драма «Такова спортивная жизнь», где Харрис сыграл сломленного, потерянного и феминного рэгбиста Фрэнка Минчина, не желающего уподобляться социальным нормам современной Англии. В его послужном списке также значатся роли в «Красной пустыне» (1964) Микеланджело Антониони, мюзикле «Камелот» (1967) Джошуа Логана и, конечно же, вестерн «Человек по имени Лошадь» (1970) Эллиота Силверштейна.
Алан Рикман – Северус Снейп
Все поклонники «Гарри Поттера» подняли свои волшебные палочки вверх в честь Алана Рикмана, когда узнали о его смерти. Актер привносил элементы ролей шекспировских злодеев в таинственную фигуру Северуса Снейпа. Только все равно его образ оказывался отчасти гамлетовским, рассказывающим исключительную историю о мудром человеке, посвятившем всю свою жизнь одной жертвенной цели. Здесь и греческая трагедия, и английский театр в одном флаконе. Режиссер Кевин Смит специально позвал Рикмана в свою картину «Догма» (1999), потому что «британцы и есть театр».
Помимо актерской деятельности, артиста интересовала режиссура. Так в 1997 году он поставил спектакль «Зимний гость» по пьесе Шарман МакДональд, а потом взялся и за киноадаптацию. Его дебют тепло приняли критики, а также картину удостоили двух премий Венецианского кинофестиваля. Вторая его режиссерская работа «Версальский роман» вышла спустя значительный промежуток времени в 2014 году. В ней актер исполнил роль французского короля Людовика XIV.
Ричард Гриффитс – Вернон Дурсль
Сложно не запомнить дядю Гарри Поттера, который запирает своего племянника под лестницей в каком-то чулане. Вся наружность Гриффитса не говорит о его беспечности и жестокости. Маленькие яркие глазки на лице должны, наоборот, возбуждать чувство доверия к нему, но это всего лишь один из способов манипуляции. Дурсль знает, кто он такой, а Гриффитс видит его насквозь.
Из-за внешности актера часто приглашали играть неких неотесанных, странных и нелюбимых персонажей. Так он появляется в культовой драме «Уитнэйл и я» (1987), где его партнерами по съемкам становятся Ричард Э. Грант и Пол МакГэнн. Неудачливые герои-актеришки натыкаются на дядю Монти, героя Гриффитса, и сразу же стараются от него сбежать. Он предстает каким-то извращенцем-социопатом среди свободных английских полей. Лучше бы они так и остались в своей лондонской грязной квартире. Другой важной работой, изменившей его карьеру, стала роль в пьесе «Любители истории» Алана Беннетта. За образ учителя английского Гриффитс был удостоен главных театральных премий – «Тони» и «Премии Лоуренса Оливье».
Джон Херт – Олливандер
Каждый мечтает попасть к Олливандеру и встретиться со своей волшебной палочкой. Только хозяин лавки может показаться слишком чудаковатым, но просто он в жизни много чего уже повидал.
Джона Херта обычно можно было встретить во второстепенных ролях, где его героям приходится каждую секунду бороться с собственными демонами внутри. Душевные страдания, чувство изгоя, меланхолия, излишняя эмоциональность и обычная непохожесть на других — все это можно увидеть в картинах «Человек-слон» (1980) Дэвида Линча и «1984» Майкла Рэдфорда. Но больше всего Херта помнят за персонажа Кейна в «Чужом» (1979) Ридли Скотта.
Хелен МакКрори – Нарцисса Малфой
Джейсон Айзекс, сыгравший Люциуса Малфоя в «Гарри Поттере», без лишних слов называет МакКрори лучшей актрисой в мире. Том Фелтон же не может сдержать слез, признаваясь, что она научила его многому, и ему все еще очень тяжело после ее смерти. Оба актера говорили, что у Хелен получалось изображать все чувства, эмоции и переживания своего персонажа зачастую с помощью одних только глаз.
Актриса была известна больше в британской театральной тусовке. Сотрудничество с Сэмом Мендесом принесло ей большое количество номинаций на «Премию Лоуренса Оливье». Самыми важными ролями в ее карьере были работы в чеховских и шекспировских пьесах: «Чайка», «Дядя Ваня» и «Как вам это понравится». Одно время пьеса прочила ей звание «новой Джуди Денч».