Камон Камон
За что мог побороться: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучший оригинальный сценарий»
Вероятно, самая большая несправедливость «Оскара» 2022 года – это игнорирование Академией фильма Майка Миллса «Камон Камон». Хотя он не обладает некоторыми качествами лент, получивших номинации, – размашистостью «Дюны» или, например, пугающе провидческим сценарием «Не смотрите наверх», – «Камон Камон» тем не менее заслуживал места сразу в нескольких категориях.
В дуэте Хоакина Феникса и Вуди Нормана оба запросто могли бы побороться за «Лучшую мужскую роль», а сценарий Миллса, в котором детские опасения перед не сулящим ничего хорошего будущим соседствуют с их обнадеживающей честностью и искренностью, был бы достойным соперником для «Белфаста» и «Лакричной пиццы» в борьбе за «Лучший оригинальный сценарий». «Камон Камон», вероятно, отлично бы вписался и в самую главную категорию «Оскара» – в «Лучший фильм». Увы, по какой-то неведомой причине Академия оставила без внимания этот нестандартный фильм о взаимоотношениях взрослых и детей, в которых вторые могут многому научить первых, если бы те только прислушались.
Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан»
За что мог побороться: «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшая операторская работа», «Лучший дизайн костюмов», «Лучший оригинальный сценарий», несколько актерских номинаций
Можно найти уйму причин для того, чтобы объяснить, почему последний на данный момент фильм Уэса Андерсона «Оскар» обошел стороной: слишком заумный, для не очень въедливого зрителя слишком эстетически приевшийся, перенасыщенный сюжетными линиями. И тем не менее для каждой из этих претензий можно найти контраргумент. Картинка «Французского вестника» завораживает, быть может, больше, чем в любой ленте из фильмографии режиссера. И возникает вопрос, почему он не был включен хотя бы в категории «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшая операторская работа» или «Лучший дизайн костюмов»?
Кроме того, из звездного каста фильма сразу несколько актеров могли бы претендовать на номинацию за главных героев и второго плана: Тильда Суинтон, Фрэнсис МакДорманд или Джеффри Райт. На самом деле и сценарий «Французского вестника» имел все шансы попасть в категорию «Лучшего оригинального», но, видимо, локальные мемы и остроумные шутки об ушедшей эпохе, о которой с таким трепетом ностальгирует Андерсон, оказались слишком уж локальными и остроумными.
Легенда о Зеленом рыцаре
За что мог побороться: «Лучший адаптированный сценарий» и ряд технических категорий
«Легенда о Зеленом рыцаре» могла бы претендовать сразу на несколько оскаровских номинаций – в целом ряде технических категорий и в «Лучшем адаптированном сценарии». Мир фильма создан абсолютно блестяще, а сценарий Дэвида Лоури, сначала разбирающий на кусочки классическую поэму XIV века, а затем собирающий их в нечто совершенно новое, гениально перекроил старую легенду Артурианы в размышление о героизме, маскулинности, да и вообще современности.
Свинья
За что мог побороться: «Лучшая мужская роль»
Некоторые, быть может, уже давно забыли, что повелитель мемов Николас Кейдж – вообще-то потрясающий актер: в 1996 году Академия это тоже признала, сделав его лауреатом «Оскара» в категории «Лучшая мужская роль» за фильм «Покидая Лас-Вегас». «Свинья» Майкла Сарноски лишний раз это доказала, но на этот раз Кейджа, откровенно говоря, обделили, потому что его молчаливая и мрачная игра в «Свинье» неизбежно приковывает взгляд.
Аннетт
За что мог побороться: «Лучшая мужская роль» и «Лучший оригинальный саундтрек»
В этом году на «Оскаре» много мюзиклов: «Тик-так… БУМ!», «Энканто», «Вестсайдская история». Но упущением Академии кажется оставление без единой номинации «Аннетт» – фильма, раздвинувшего рамки жанра. Лента Леоса Каракса примечательна, во-первых, игрой Адама Драйвера, а во-вторых, музыкой The Sparks Brothers. Так что Академия незаслуженно лишила «Аннетт» номинаций на «Лучшую мужскую роль» и «Лучший оригинальный саундтрек».
Холодный расчет
За что мог побороться: «Лучшая мужская роль»
Спору нет, «Холодный расчет» – далеко не лучший фильм Пола Шредера. Но вот Оскар Айзек в роли ветерана, переквалифицировавшегося в азартного игрока, заслуживал номинацию на «Лучшую мужскую роль». В последнее время Айзек все чаще появляется в лентах, действие которых далеко от реальности: «Звездные войны», «Дюна», а в скором времени этот список пополнит и «Лунный рыцарь». В этом смысле «Холодный расчет», подобно «Сценам из супружеской жизни», не только прерывает для Айзека эту череду фантастики, но и позволяет ему сыграть куда более реалистичного персонажа, напомнить миру, что лютая драма – тоже его конек.
Последняя дуэль
За что мог побороться: «Лучшая женская роль»
На грядущем «Оскаре» чудовищно не хватает Ридли Скотта, который за прошлый год успел выпустить два фильма: «Дом Gucci» и «Последнюю дуэль». Первый сумел пробраться хотя бы в категорию грима и причесок, хотя это какая-то аномалия, что Леди Гага осталась без номинации на «Лучшую женскую роль» за свою Патрицию Реджани после того, как в 2019 году получила ее за куда более слабую роль в фильме «Звезда родилась». Но еще большее недоумение вызывает игнорирование Академией «Последней дуэли», за которую как минимум Джоди Комер, кажется, должна была получить номинацию на «Лучшую женскую роль».
Вечные
За что мог побороться: «Лучшие визуальные эффекты»
Фильмы Marvel, как известно, не пользуются большой популярностью у Академии, но это как раз справедливо: их проекты для «Оскара» простоваты, и даже зрительская любовь не изменит этого факта. «Вечные» Хлои Чжао – не исключение: режиссерский почерк в нем очевиден только хорошо разбирающимся в стилистике Чжао ввиду того, что Marvel не особо жалует проявление индивидуальности своих приглашенных авторов, а стандартный для студии супергеройский пафос слишком поверхностный, как, впрочем, и всегда. Но все-таки на одну из технических категорий премии – на «Лучшие визуальные эффекты» – «Вечные» все-таки могли претендовать: взять хотя бы сцену, в которой Серси превращает Целестиала Тиамута в мрамор.