В России адаптируют популярный турецкий сериал «Постучись в мою дверь», проект покажут сразу на нескольких стримингах и на ТВ. А один за одним выходящие рейтинги популярности онлайн-кинотеатров и индустриальных изданий говорят о том, что оригинал определенно займет свое место в топ-3 самых популярных сериалов года.
О том, почему турецкие сериалы так популярны, мы поговорили с экспертом по продвижению развлекательного контента, обладателем десятков профессиональных наград в области индустрии развлечений Promax и «Медиабренд», директором по маркетингу онлайн-кинотеатра START Анастасией Бацуевой.
Анастасия, вы сделали популярными на российском рынке десятки сериалов, поэтому вам, кажется, и объяснять нам, почему становятся популярными сериалы, которые никто в стране не рекламирует — ведь так и есть?
- Это правда. Сейчас, когда «Постучись в мою дверь» есть почти на всех стримингах, его показывают на ТВ, конечно, в его продвижение вкладываются бюджеты. Но сериал стал популярным гораздо раньше — я обнаружила его летом 2020 года, когда его еще не купил никто, но в социальных сетях по русскоязычным хештегам уже были сотни миллионов просмотров. Популярным проект сделали сами фанаты — это один из секретов популярности турецких сериалов. Аудитория, которая их смотрит, прежде всего женская, склонная делиться своими переживаниями — и устно, и в социальных медиа. Они активно создают и распространяют контент, следят за жизнью звезд — производят и потребляют тот самый «сарафан», который и делает проекты популярными.
Это, наверное, не самая главная причина, почему Турция отвоевывает свое заметное место на мировом рынке производства контента?
- Да, у этого успеха много составляющих. Я думаю, главная из них — турецкий контент действительно оригинальный. Он не пытается повторять голливудский, индийский, французский или чей-нибудь еще рецепт успеха. У турецких сериалов свое, узнаваемое лицо — это всегда сериалы с большим накалом страстей и при этом с медленным повествованием, это всегда про более традиционный уклад жизни.
Поэтому эти сериалы популярны у нас?
- Да, и не только — в Восточной Европе, в арабских странах, во многих странах Азии наблюдают такой же феномен роста популярности турецких сериалов. Необычайно популярны они в Латинской Америке, в странах, которые всегда были королями мелодрам, — более того, там турецкая продукция бьет местную на их же поле. У нас же, если посмотреть аналитику запросов Google по территориям, будет заметно, что самую большую популярность турецкие проекты снискали в регионах более консервативных.
Тренд уже изжил себя или все еще впереди?
- Я думаю, все еще впереди — в Турцию пришли такие крупные игроки, как Netflix, Disney Plus, и пришли всерьез и надолго — гораздо смелее, чем, например, Netflix заходил в Россию. Турецкие власти понимают значение «мягкой силы» — они видят, как меняется восприятие страны, как растет туристический поток в страну с ростом популярности сериалов. Турецкие продюсеры только набирают обороты.
И конечно, этот успех будет побуждать и другие страны строить свои уникальные индустрии — уверена, что скоро нас ждет еще несколько ярких попыток заявить о себе на мировых рынках от стран, от которых этого никто не ожидал, — с Ближнего Востока, из Азии, где уже есть пример Южной Кореи и ее дорам.
Можно ли сказать, что маркетинг турецких проектов тоже отличается?
- Да, есть заметные отличия: конечно, заметно, что он более экономичен. Как мы раньше говорили, очень многое строится на соцсетях, на желтой прессе, на личной жизни артистов. При этом когда мы участвуем в международных премиях по маркетингу нашей индустрии, например Promax, то коллеги из Турции там пока не заметны. Зато наши команды были там традиционно заметны, мои проекты за прошедшие годы получили 9 статуэток Promax.
Спасибо за твои наблюдения. Поделись, как прошел этот год для вас.
- Мы начали год с большой новости — START вошел в топ-30 самых дорогих компаний рунета по версии Forbes, после того как в 2021 году попал в пятерку крупнейших видеосервисов страны («ТМТ Консалтинг»). Это огромное достижение для моей карьеры, как человека, отвечающего за рост сервиса, приток подписчиков и работающего в нем практически с самого начала. Дальше нашу команду ждал очень тяжелый год — отключение почти всех рекламных инструментов, отключение пользовательских платежей, локальные проблемы с производством контента. Наверное, только сейчас можно сказать, что мы восстановили показатели начала года — я с командой придумывала новые методы продвижения, мы перестроили диджитал-продукт, настроили новые процессы. В целом этот год заставил нас обнулиться и придумать все заново, и этот процесс еще точно не завершен.
Ты в этом году в третий раз вошла в топ-100 директоров по маркетингу страны, поздравляю!
- Спасибо! Приятно осознавать, что мы не просто создали свою индустрию (онлайн-кинотеатров. — Прим. авт.) и заслужили в ней свое место: коллеги из других сфер, телекома, FMCG, банков — где традиции маркетинга сильно отличаются и имеют огромную историю — так высоко оценивают мою работу и экспертизу.