В последние годы практически все зрители, кто с удовольствием, кто с негодованием, замечают, что экраны всё больше захватывают фильмы-комиксы. Однако это понятие многими, особенно среди российской публики, воспринимается слишком ограниченно. Говоря о комиксах, все представляют исключительно героев с суперспособностями или высокотехнологичными девайсами в ярких костюмах. Не отрицая тот факт, что львиная доля экранизаций графических серий приходится на киновселенную Marvel, комиксы DC, выпущенные Warner Bros и «Людей Икс» от Fox, хочется добавить, что только этими фильмами дело не ограничивается. Индустрия комиксов, а теперь и их киновоплощений намного более разносторонняя, чем кажется неподготовленному зрителю.
Например, этим летом на экраны вышла «Взрывная блондинка» с Шарлиз Терон в главной роли — экранизация графического романа The Coldest City. К сожалению, большого шума этот фильм не наделал, что довольно грустно, авторам фильма удалось передать и экшн, и нуарную атмосферу оригинала. А Люк Бессон наконец-то воплотил мечту детства и перенёс на экраны классический французский комикс «Валериан и Лорелин», снова создав самый дорого неголливудский фильм. Одной же из главных премьер осени становится сиквел фильма «Kingsman: Секретная служба», основанного на ограниченной серии известного сценариста Марка Миллара.
Вообще, представить ещё лет десять назад, что именно Марк Миллар станет одним из самых экранизируемых авторов, было бы очень трудно, слишком уж он любит откровенную жесть. Но из его комиксов режиссёры стали черпать вдохновение, сильно сглаживая трэш, творящийся на страницах. За последние годы он успел отметиться как в очень популярных картинах от Marvel и Fox («Первый мститель: противостояние» и «Логан» соответственно), так и в совершенно не похожих на типичные комиксы фильмах. Наиболее близким к оригиналу оказался «Пипец» Мэттью Вона. Там хоть и изменили детали сюжета, но оставили всю общую канву. В остальных же перемены были более радикальными, и режиссёров можно понять. Для примера, в комиксе «Особо опасен», ставшем основой фильма Тимура Бекмамбетова, есть сцена группового секса геев, а также суперзлодей, полностью состоящий из фекалий. Да и общий сюжет вовсе не о «Братстве ткачей», а о противоборстве всесильных банд преступников.
Комикс «Секретная служба» отличается от первой части Kingsman, как минимум, тем, что агентство Kingsman там изначально не присутствовало вовсе, его добавили уже при переиздании серии, чтобы было больше ассоциаций с фильмом. Кроме того, главного героя Эггси приводит в спецагенты его дядя Джек, на ногах-лезвиях ходит огромный темнокожий охранник, а не изящная девушка. Убивают же Джека вовсе после секса с женой главного антагониста. Но если кто-то беспокоится, что знаменитой сцены драки в церкви там нет — это совершенно напрасно, аналог в виде массовой резни огромного количества свадебных пар компенсирует это в полной мере.
Первому Kingsman от Мэттью Вона удалось передать то, что было совсем упущено в фильме Бекмамбетова — совершенно хулиганский юмор Миллара и высмеивание всевозможных клише. В исходнике «Особо опасен» был скорее пародией на сюжеты о гангстерах и злодеях, в фильме же он стал их копировать слишком серьёзно. А вот агенты Kingsman всё так же гротескны и своими странными девайсами и пуленепробиваемыми зонтами вовсю дразнят слишком серьёзного Джеймса Бонда и подобных ему агентов в дизайнерских костюмах. Причём сиквел фильма явно расширяет границы объектов шуток, добавляя к ним типичных ковбоев с хлыстами и карабинами, носящих кодовые имена в виде названий алкогольных напитков.
Кстати, после выхода картины был не только переиздан оригинальный комикс, в который уже добавили секретную службу под знакомым названием, но и выпущено несколько продолжений, а именно Kingsman: The Big Exit (появилось в одном из номеров журнала Playboy) и Kingsman: The Red Diamond (пока что вышел только первый выпуск серии). На сюжет фильмов эти сюжеты особо не влияют, и вторую часть можно смело смотреть, не читая их. Но главное, что сам Миллар не стал браться за работу, а отдал это в руки других авторов, что, конечно же, не лучшим образом повлияло на сюжет.
Но, конечно же, не только Марк Миллар становится источником вдохновения для режиссёров нестандартных фильмов-комиксов. Ещё один автор, графические романы которого появляются на экране с завидной регулярностью — Алан Мур. Наиболее известны его книги «Хранители» и «V — значит Вендетта», обе получившие очень известные экранизации. «Хранители», хоть визуально и напоминают типичные комиксы, рассказывая о тех самых героях в костюмах, но по сути оказываются ровно противоположными им, показывая очень неоднозначный мир, где в финале так и неясно, кто же был хорошим, а кто злодеем. Одноимённый фильм Зака Снайдера стал одной из наиболее точных экранизаций комиксов, хотя режиссёр и не удержался от вольностей в финале. Популярность этого графического романа доказывают и планы канала HBO выпустить новую версию в виде сериала. Проект сейчас находится в разработке.
«V — значит Вендетта» отсылает скорее к антиутопиям в стиле «1984» Джорджа Оруэлла, показывая Великобританию захваченной фашистской правящей партией. Кроме того, по произведениям Алана Мура снят такой фильм, как «Лига выдающихся джентльменов» — история, где объединились различные герои приключенческих книг: Капитан Немо, Том Сойер, Дориан Грей и многие другие. А также «Из Ада» — история о поисках Джека-Потрошителя детективом, зависимым от опиума,
Кстати, объединяет все картины по комиксам Алана Мура один факт — автор их ненавидит и требует убирать его имя из титров. Всё дело в том, что Мур — очень принципиальный человек с довольно сложным характером. Он очень трепетно относится к своим сюжетам и не терпит, когда в них что-то меняют (что происходит почти неизбежно). Но после разрыва контрактов с крупными издательствами он потерял авторские права на свои произведения, и теперь фильмы по ним снимают без его согласия.
Возможно, во избежание подобных проблем ещё один «столп» творения комиксов Фрэнк Миллер постоянно сотрудничает с авторами фильмов. Поэтому, например, «300 спартанцев» Зака Снайдера почти покадрово воспроизводят оригинальный графический роман. А случай с «Городом Грехов» вообще практически уникален. Сценарист комикса, художник и режиссёр фильма — один и тот же человек, сам Миллер. Хотя здесь следует оговориться, что немалый вклад в создание картины внёс Роберт Родригес, а одну сцену снял даже сам Квентин Тарантино (говорят, что ему заплатили за это один доллар). Без Родригеса у Фрэнка Миллера не очень получилось снимать, и яркий пример тому фильм «Мститель» (Spirit), визуально повторяющий «Город грехов», но совершенно провалившийся по сюжету. Кстати, выпустив второй фильм «Город грехов: женщина, ради которой стоит убивать», Миллер запланировал создать ещё и сериал, но пока что эта идея не обрела конкретного воплощения.
Но и этим всё разнообразие фильмов-комиксов не ограничивается. На основе различных графических произведений сняты, например, шпионский боевик «РЭД» и фантастические «Суррогаты» с Брюсом Уиллисом, школьный экшн «Скотт Пилигрим против всех» и многие другие отличные фильмы вовсе не про супергероев. На малых экранах тоже не отстают. На канале CW, известном в первую очередь «вселенной Стрелы», объединившей четыре супергеройских сериала, альтернативу им составляют милый iZombie — тоже экранизация серии комиксов о девушке-зомби, работающей в морге и распутывающей детективные загадки, и подростковая драма «Ривердейл», основанная на комиксах студии Archie.
Сериал «Константин» по серии Hellblazer Гарта Энниса продержался всего один сезон, так и оставшись в тени известного фильма с Киану Ривзом, хотя персонаж Мэтта Райана намного больше походил на оригинал из комиксов и внешностью, и поведением, и юмором. Есть вероятность, что «Константин» вернётся на уже упомянутом канале CW, права на него выкуплены уже давно, и персонаж даже мелькал в одной серии «Стрелы». Но зато продолжают выпускать «Проповедника» того же Гарта Энниса и «Люцифера», чьи прообразы принадлежат тому же издательству Vertigo, что и «Константин».
Да и пресловутые Marvel, запустив целую линейку сериалов на потоковом сервисе Netflix, сильно отошли от темы слишком типичных героев, показав почти нуарную и депрессивную «Джессику Джонс», а теперь анонсировав и кровавый боевик про Карателя. На Fox же выходит «Легион», которых, хоть и связан общими чертами со вселенной «Людей Икс», но ставит в центр сюжета совсем другие темы.
Жанр комиксов давно уже вышел за рамки детских картинок о супергероях, теперь и фильмы по ним становятся всё более разнообразными. Успех «Города грехов», « V — значит Вендетта» и Kingsman — яркие тому примеры. Это заставляет надеяться, что когда-нибудь мы сможем увидеть такие нестандартные графические романы, как Sandman Нила Геймана или «Трансметрополитен» Уоррена Эллиса.
Алексей Хромов