Мы живем в мире, в котором экс-президента США Дональда Трампа арестуют с применением силы, Папа Римский гуляет в огромном белом пуховике, а Эмманюэль Макрон сидит среди мусора на фоне Эйфелевой башни. И все это фейки, сгенерированные нейросетью. К тому же на днях Apple представила новую операционную систему с искусственным интеллектом. Нейросеть, внедренная в технику бренда, получит доступ ко всей информации на устройстве, а значит, установит полный контроль над жизнью пользователей. Быстрое развитие искусственного интеллекта пугает не только обычных людей, с трудом отличающих фейки от реальности, но и современных философов, среди которых Юваль Ной Харари, Гаспар Кенни и Бернар Стиглер. Своими опасениями насчет того, чем угрожает людям искусственный интеллект, делятся писатели-фантасты и, конечно, кинематографисты. Составили подборку фильмов, которые лучше других показывают, что может ждать человечество.
Космическая одиссея 2001 года
В прошлом году Грета Гервиг в розовой дистопичной фантазии «Барби» повеселила зрителей оммажем на одну из начальных сцен «Космической одиссеи 2001 года» под музыку Рихарда Штрауса. Научно-фантастический фильм Стэнли Кубрика сильно повлиял на кинематограф в целом и даже открыл космическую эпоху в кино. «Солярис», «Звездные войны», «Интерстеллар», «Гравитация» — все эти и многие другие истории о космосе выросли из «Космической одиссеи». Однако, помимо увлеченности человечества космосом, Кубрик осмыслял обсессию людей современными технологиями и кризис человеческого развития, из-за которого люди гибнут, доверив машинам полный контроль за их жизнями.
Полноправным героем фильма можно назвать искусственный интеллект по имени HAL 9000 (созвучие с hell явно неслучайно). Он изучает людей цифровым красным глазом и управляет космическим кораблем, отправившимся в экспедицию до Юпитера. Но компьютер выходит из-под контроля астронавтов, что ведет к смертям, трагическому исходу экспедиции и изменению судьбы всего человечества.
Терминатор-2: Судный день
«Терминатор» определил еще одно направление, как может развиваться сюжет о восстании машин. Лучший фильм франшизы с Арнольдом Шварценеггером рассказывает о противостоянии людей и ИИ «Скайнет», который осознал себя как личность, начав ядерную войну. «Терминатор» — еще одна дистопия, которая показывает, что обратная сторона прогресса — риск восстания машин. А последствия у этого могут быть самые страшные, в том числе и апокалипсис. И вместе с тем у Джеймса Кэмерона машины могут сражаться рука об руку с человеком. Так, машине-убийце заменили чип терминатора, превратив его в защитника.
Матрица
Иногда случается так, что сами фантасты создают будущее. Этим славятся и братья Вачовски, снявшие киберпанк «Матрица». В первой части, например, Нео пользовался футуристичным и модным бананофоном, в котором даже автоматически выдвигалась крышка. Идею из фильма бренд Nokia реализовала уже в следующей модели. «Матрица» не только повлияла на жизнь в будущем, на кинематограф, но и воплотила на экране значимую философскую концепцию. Та реальность, в которой мы существуем, — это на самом деле симуляция, куда людей поместили разумные машины. Тем самым фильм предсказал современную нам идею всеобщей сети и создал виртуальный мир, похожий на компьютерную игру. С одной стороны, «Матрица» — это увлекательное переложение платоновского мифа о Пещере. С другой, страшная фантазия на тему того, к чему может привести желание людей отдать свободу воли искусственному интеллекту.
Я, робот
Блокбастер Алекса Пройаса основан на цикле произведений Айзека Азимова о позитронных роботах («Три закона роботехники»). В мире, где роботы — обычные помощники человека, вдруг происходит убийство ведущего конструктора, который занимается разработкой ИИ. Главный подозреваемый — робот, возможно, нарушивший закон о том, что андроид никогда не поднимет руки на человека. Если роботы могут отвергать законы, значит, человечеству грозит захват контроля над людьми. «Я, робот» — в каком-то смысле сюжет о сверхчеловеке с Уиллом Смитом в главной роли, который, кстати, отказался от роли Нео в «Матрице».
Из машины
В древнегреческих трагедиях Софокл и Еврипид нередко использовали драматургический прием Deus ex machina («бог из машины»). На сцене внезапно появлялась специальная подъемная машина, разрешавшая конфликт и определявшая судьбу героев. Алекс Гарленд берет часть этого выражения для названия фильма Ex Machina, осмысляя, какими могут быть взаимоотношения Бога и машины, творца и его создания, способен ли кто-то из них управлять судьбой другого.
Сюжет о бунте искусственного интеллекта — это всегда в каком-то смысле история о том, как человек пошел против Бога. Или, скорее, решил занять его место. Значит, если Создатель — человек, то творение — ИИ — стремится стать человеком. Бунтующим роботом в фильме Гарленда становится красавица-андроид по имени Ава. Как именно она изменит мир, остается только гадать. Но в том, что теперь судьба человечества находится в руках хрупкой героини Алисии Викандер, сомнений нет. Бог умер, а она — тот самый Сверхчеловек по Ницше.
Создатель
В футуристичном Лос-Анджелесе искусственный интеллект запускает ядерное оружие. Американские власти стремятся устранить главного архитектора ИИ — Нимату. Начинается война человечества против роботов, но на стороне последних вдруг оказываются жители страны Новая Азия. В главной роли — Джон Дэвид Вашингтон, который сыграл спецагента, внедренного к силам, поддерживающим роботов. Фильм Гарета Эдвардса размышляет о природе власти и о том, возможен ли мир между людьми и искусственным интеллектом.