Отзыв из российского проката фильма «Номер 44» режиссера Даниэля Эспиноса – уже не первый случай запрета фильмов в кинотеатрах России, хотя скандал с картиной, в которой офицер советской разведки расследует серию детских убийств, действительно можно назвать самым громким. «Киноафиша» предлагает вспомнить, какие еще фильмы не понравились властям настолько, что были запрещены к показу в России.
«Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана»
Одним из первых прецедентов подобного рода в России стала история со скандальным «Боратом» известного «кинопровокатора» Саши Барона-Коэна. К высмеиванию американской политики в серии фильмов Коэна про Али Джи российские зрители присоединились в свое время с удовольствием, но, как только дело дошло до высмеивания быта Казахстана в «Борате», всем резко стало не до смеха – и российским прокатчикам по рекомендации Федерального агентства по культуре и кинематографии пришлось отозвать «Бората» из проката. Удивительно, но следующий и еще более провокационный фильм Саши Барона-Коэна, «Бруно», в котором зрители получили сомнительное удовольствие наблюдать за обнаженными половыми органами крупным планом прямо на экранах кинотеатров, в России почему-то запрещать не стали.
«Война Чарли Уилсона»
В 2007 году режиссер Майк Николс выпустил фильм «Война Чарли Уилсона» с Томом Хэнксом, Джулией Робертс и Филипом Сеймуром Хоффманом. Фильм, завоевавший с десяток номинаций на различные кинопремии от «Оскара» до «Золотого глобуса», в российский прокат так и не вышел – поскольку в основу сюжета лег конфликт в Афганистане. Российское отделение Universal Pictures International сначала пояснило изъятие фильма из проката его «антисоветской направленностью», а позже формулировку смягчили до «коммерческой нерентабельности».
Японский анимационный фильм «Чебурашка»
Казалось бы, совсем невинный на фоне «Бората» анимационный фильм, снятый японцами по мотивам российского «Чебурашки», так и не появился в прокате в отечественных кинотеатрах – хотя широко рекламировался задолго до премьеры. Министерство культуры отказалось выдавать анимационной ленте прокатное удостоверение, поскольку «предоставленные на выдачу прокатных прав документы содержат ложную информацию». Выяснилось, что Эдуард Успенский не может единолично распоряжаться сценариями мультфильмов и правами на них – так что передать их японской компании, переснявшей «Чебурашку», официально Успенский не мог.
«Приказано забыть»
В последний раз фильмы запрещали в России совсем недавно – в мае 2014 года Министерство культуры отказалось выдавать прокатное удостоверение фильму «Приказано забыть» об инциденте в Хайбахе в 1944 году. В основу фильма лег сюжет о массовом убийстве сотрудниками НКВД жителей чеченского Хайбаха, и чиновники посчитали, что эта «вымышленная история может способствовать разжиганию межнациональной розни». Режиссер ленты пытался бороться с заключением властей, обратившись в Институт языкознания Российской академии наук – но, как водится, не преуспел.
«Покушение на Россию»
Если фильм так или иначе связан с какими-то реальными политическими событиями современности или прошлых лет, риск невыдачи прокатного удостоверения в России возрастает в десятки раз. Так получилось и с лентой «Покушение на Россию», снятой французскими режиссерами Жаном-Шарлем Деньо и Шарлем Газелем по книге Александра Литвиненко «ФСБ взрывает Россию». Кроме того, в категории запрещенных оказались другие документальные фильмы - «Бунт. Дело Литвиненко», «Фабрика пыток или педагогический опыт», «Лоботомия» (об отношениях РФ и Грузии).
Запрет на показ – вполне распространенная мировая практика, от которой регулярно страдают, в первую очередь, голливудские фильмы. Так, например, нашумевший «Пятьдесят оттенков серого» стал практически рекордсменом по количеству стран, в которых показ фильма был запрещен – посмотреть его было нельзя в Малайзии, Индонезии, Индии, Нигерии, Кении, ОАЭ, Камбодже.