Всего-то два года назад на «Оскаре» победила скромная драма Барри Дженкинса «Лунный свет». Она обогнала всеми любимого лидера, мюзикл «Ла-Ла Ленд», причем на сцене разразился мини-скандал – ведущие прочитали со сцены не того победителя. В прошлом году Дженкинс вынес на суд зрителей экранизацию романа Джеймса Болдуина «Если Бил-стрит могла бы заговорить» - и стал лузером. Его фильм был тепло принят на кинофестивале в Торонто, но не взял штурмом наградной сезон 2019-го. Всего три номинации – актриса второго плана (Реджина Кинг), музыка и адаптация сценария. Посмотрим, кто, кроме Дженкинса, оказался за бортом.
Те, кому не повезло
«Безумно богатые азиаты». Отличные показатели в прокате не спасли ромком студии Warner от полного забвения киноакадемиков. Пожалуй, это один из немногих правильных жестов «Оскара» - далеко не все популярные и любимые зрителями фильмы достойны номинаций.
«Будешь моим соседом?» Трогательная лента Моргана Невилла о ведущем Фреде Роджерсе была настоящим хитом документальных релизов 2018 года, но похоже, что все награды соберет игровая лента Мариэль Хеллер «Прекрасный день по соседству», в котором Роджерса сыграл Том Хэнкс. Ждем его на «Оскарах» через год. Отсутствием «Соседа» возмущен режиссер Джо Карнахан. «Кто, бл***, голосует за все это?» - написал он в twitter.
Мариэль Хеллер. Постановщицу фильма «Сможете ли вы меня простить?» могли бы и номинировать за работу над этой трагикомедией. У фильма три номинации – адаптированный сценарий, лучшая женская роль (Мелисса МакКарти) и мужская роль второго плана (Ричард И. Грант), однако этого недостаточно. Хеллер, отлично проявившая себя драмой «Дневник девочки-подростка», на глазах превращается в одну из лучших рассказчиц Голливуда, но киноакадемия предпочитает этого не видеть.
Брэдли Купер. Его видение истории любви увядающей звезды и начинающей старлетки оказалось достаточно хорошим для номинации «Лучший фильм», но недостаточно интересной, чтобы оказаться среди лучших режиссеров. Вообще в этой категории интересная борьба: мексиканец, поляк и грек против американцев МакКея и Ли. Режиссерская Гильдия (DGA) отметила номинацией Купера, но его место на «Оскаре» занял Йоргоc Лантимос.
Питер Фаррелли. Когда его «Зеленая книга» была номинирована на премию Гильдии продюсеров, режиссер не удержался от комментария, вспомнив что он раньше снимал только дурацкие комедии. Дескать, раньше он и подумать не мог, что окажется в столь элитном клубе. Его номинировала Гильдия режиссеров, но «Оскар» намекает, что Фаррелли еще не место среди крутых ребят, особенно когда есть Павел Павликовский (он-то и занял его слот).
Фильмы ужасов. Ни «Тихое место», ни «Реинкарнация» так и не нашли отклика в сердцах киноакадемиков. Впрочем, они только что решились на комикс в номинации «Лучший фильм», а там, глядишь, лет через 10, дойдут и до новаторских хорроров (буде такие в прокате). При этом король недорогих хорроров Джейсон Блум может получить «Оскар» за лучший фильм – он продюсировал «Черного клановца» (до того номинировался за «Одержимость» и «Прочь»).
Итан Хоук и Пол Шредер. Драма «Дневник пастыря» номинирована только в одной категории (за сценарий), что, конечно, очень мало для этой картины. Отметить Хоука киноакадемикам ничто не мешало – актер сыграл одну из своих лучших ролей.
Те, кто удивил
Netflix. Усилия, потраченные на показы «Ромы» и «Баллады Бастера Скраггса» в оффлайне, окупились: у стриминг-гиганта 13 номинаций, среди которых режиссерская, две сценарные и две актерские. Может быть, Канны и воротят нос от их фильмов, но киноакадемия, кажется, готова признать, что снимать кино можно и для стриминга. «Рома» стал первым фильмом компании, получившим номинацию «Лучший фильм».
Disney. У студии праздник – первый супергеройский блокбастер, номинированный в категории «Лучший фильм». Также на счету Disney рекордное количество номинаций – 17.
Ялица Апарисио и Марина де Тавира. Мексиканские актрисы, сыгравшие служанку и хозяйку в драме «Рома», тоже вписали свои имена в историю. Апарисио лишь четвертая латиноамериканская актриса, проходящая в этой категории. Ранее на «Оскар» за лучшую женскую роль номинировались Фернанда Монтенегра («Центральная станция»), Сальма Хайек («Фрида») и Каталина Сандино Морено («Благословенная Мария»). В ролях второго плана отмечали больше латиноамериканок – де Тавира стала седьмой. Апарисио – школьная учительница, которую Куарон выбрал на главную роль в фильме о своем детстве, и ранее нигде не играла. Но история знает примеры, когда непрофессиональные актеры получали «Оскар». Например, Хенг Сомнанг Нгор, камбоджийский врач, сыгравший журналиста и переводчика в драме Ролана Жоффе «Поля смерти», был удостоен премии киноакадемии за лучшую роль второго плана. Также Апарисио лишь вторая актриса, номинированная за лучшую женскую роль, не произнеся ни одного слова на английском (после Морено).
Йоргос Лантимос. Никто не ожидал номинации за режиссуру «Фаворитки» - грек Лантимос известен прежде всего в кругах кинокритиков, и киноакадемикам (пусть их уже за 7900 человек) он сравнительно незнаком. «Фаворитка» уже третья лента Лантимоса на английском языке после «Лобстера» и «Убийства священного оленя», но он впервые играет на мэйнстримном поле (все предыдущие проекты режиссера нельзя назвать зрительскими). Даже номинация на «Оскар» за сценарий «Лобстера» была, скорее, случайностью. Теперь, когда «Фаворитка» получила 10 номинаций, Лантимос может ожидать повышения. Слышите? Кажется, греку звонит Marvel.
Что делать?
Ждать 24 февраля. Точнее, 8 утра по Москве 25 февраля – примерно тогда станут известны все лауреаты. Пока же немного обратим взор назад, чтобы понять, куда движется «Оскар».
Ровно 10 лет назад мы последний раз наблюдали пять фильмов в номинации Best Picture. С тех пор утекло немало воды, попутно разбавив списки претендентов. После того как «Темный рыцарь» Кристофера Нолана не был признан киноакадемиками (фильм не номинировали на Best Picture), киноиндустрия возмутилась: почему такое популярное, а главное, качественное кино, осталось всего-то с двумя «Оскарами»? Один из призов отдали покойному Хиту Леджеру, а второй – за монтаж звука. Какой фильм получил «Оскар» как лучший в 2008-м? Небольшая и духоподъемная лента Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб». Помните такую?
Если нет, то не печальтесь. Исследование, заказанное изданием The Hollywood Reporter, выяснило, что 80% американцев понятия не имеют, какой фильм взял «Оскар». Индустрия начинает готовиться к наградному сезону, толком не завершив предыдущий: до того, как станут известны победители премии «Оскар», стартуют киносмотры «Сандэнс» и Берлинский кинофестиваль, запуская очередной киногод. Но «Оскары» живут по старым правилам, объявляя своих номинантов в конце января и раздавая премии почти через месяц. Возможно, пора ускоряться. Но киноакадемия слишком медленная организация, и с трудом поспевает за временем.
Начиная с 2009 года, киноакадемики тщетно пытаются угнаться за аудиторией. Расширили номинацию «Лучший фильм» до десяти слотов. Попытались ввести категорию «Популярный фильм» (не взлетело). Звали модных ведущих (вроде Сета МакФарлейна, который раздражал всю консервативную публику). Объявили номинантов а-ля «стильно-модно-молодежно» под бойкую музыку. И выдвинули в семи категориях блокбастер Marvel «Черная Пантера».
Поможет ли это «Оскару»? Вряд ли. Рейтинги просмотра церемонии на канале ABC падают из года в год – с 42,9 млн зрителей в 2001 году (тогда победил «Гладиатор») до каких-то 26,5 млн зрителей в 2018-м, когда выиграла «Форма воды». «Оскар» судорожно хватает воздух в поисках лекарства, но задыхается под грузом собственного авторитета. Негоже дурно шутить, номинировать блокбастеры и не реагировать на цайтгайст. Киноакадемия привечает молодых кинематографистов, но доходит до казусов вроде истории с тайским режиссером Апичатпоном Вирасетакулом. Режиссер «Дядюшки Бунми» заявил, что покинет киноакадемию, потому что не справляется с обязанностями, да и платить по 350-400 долларов ежегодно ему дорого. Кажется, в этом году «Оскар» и вовсе обойдется без ведущего – приглашенный на это место Кевин Харт отказался извиняться за дурацкие реплики в Twitter, опубликованные несколько лет назад и взял самоотвод.
Номинанты 2019 года как будто сдают экзамен на этническое и культурное разнообразие. Смотрите, у нас есть все – от бравурной истории британской рок-группы до медленной жизни мексиканской служанки – как бы говорит киноакадемия. Но главный вопрос в том, какое наследие оставит после себя «Оскар» этого года. Будет ли это год, когда выиграл блокбастер (просто потому, что надо поднимать рейтинги)? Или год, когда поп-певица станет лучшей актрисой? Или же год, когда победит фильм от режиссера «Тупой и еще тупее»? Может быть, триумфатором станет черно-белая артхаусная постановка, не дающая ничего нового людям, знакомым со словом «итальянский неореализм»? Чем запомнится 2019 год американской киноиндустрии – в конце концов, это же ее награда?
Давайте просто признаем, что индустрия и «Оскар» больше не дружат. В попытке скрестить гламур классического Голливуда с ревущими блокбастерами, лауреатами европейских кинофестивалей и повесткой дня, на свет появляется наспех слепленный и некрепко сшитый монстр Франкенштейна. Мы все еще любим это чудовище, сочувствуем ему, но кажется, пора найти какого-то нового героя.