Однако времена меняются. Со времен увешанного «Оскарами» «Властелина колец» мы уже понимаем, что современная техника позволяет отобразить на экране практически что угодно. Менее заметный, но фундаментально еще более важный факт: аппаратура, нужная для съемок, программное обеспечение, реквизит – все дешевеет и упрощается в производстве. В итоге за последние годы в России появилась целая плеяда фильмов, сериалов, роликов-короткометражек, которые сняты так, что вполне могут сойти за «настоящий» фильм прежних времен, а полноценные полнометражные ленты оказывается возможным сделать за очень скромные деньги, собирая бюджеты буквально краудфандингом.
Скажем, «28 панфиловцев» Андрея Шальопы собрали значительную часть бюджета просто народными пожертвованиями. Государство с его деньгами подключилось уже в ходе кампании, когда стало ясно, что это – взлетит. Затраты все равно оказались скромными, но вышло вовсе не убого. Немецкие танки, снятые со всех ракурсов, работа артиллерии, взрывы, пожары – картинка получилась сочной и убедительной благодаря изобретательности съемочной группы и нынешним техническим возможностям. Причем «народный» характер фильма помог еще и в неожиданном ключе – Шальопа имел возможность и желание взаимодействовать с аудиторией с самого начала, и историческое сообщество успело до выхода надавать ценных консультаций, которые в «Панфиловцах» учли.
Студия Birchpunk вообще была создана целиком энтузиастами, но буквально с ноги влетела в YouTube с серией комедийных короткометражек про кибернетическую Россию будущего, где роботы лузгают семечки в колхозе, андроид-доярка крутит роман с трактором, а проводница коротает вечера в вагоне с прирученным детенышем Чужого. Хотя «Кибердеревня» и другие ролики этой студии делались почти на коленке в свободное время, короткометражки вышли задорными, а снято оказалось красиво и даже с затеями.
Бизнес, кстати, тоже осознает, что фильму необязательно иметь бюджет как у полета на Марс, чтобы иметь отличные показатели в прокате. Характерный пример – маленькая бомба этой весны, фильм «Турист», посвященный российским инструкторам, обучающим военных в Центральной Африке. Снят он на средства, как утверждают, бизнесмена Евгения Пригожина (по информации из СМИ, он также спонсировал «Ржев» - кино о Великой Отечественной, и две части «Шугалея» - про россиян, попавших в плен к террористам в Ливии). Снимался, судя по всему, за крайне скромные деньги, рекламная кампания у него была минимальной, а вот результаты очень недурными. Хотя «Туриста» на телевидении только один раз в ночном эфире показало НТВ, дальше фильм полетел по видеосервисам, непринужденно собирая миллионы просмотров. Хотя сюжет довольно необычный, а в кадре почти не было «звездных» лиц, абсолютному большинству смотревших то, что они увидели, понравилось.
Мы зачастую недооцениваем те возможности, которые дает современное развитие техники и доступность информации. Мир кино кажется чем-то далеким, отдельной вселенной с динозаврами. В действительности в наше время даже мощная аппаратура дешевеет, а хорошее кино становится скорее делом изобретательности и профессионализма снимающих, чем гигантских затрат. Даже «настоящее» кино вроде «Панфиловцев» и «Туриста» оказалось возможно снять при помощи скромного бюджета из частного кармана или вообще пожертвований, а знаменитый уже на всю страну «Лапенко» и вовсе снимал сам автор и почти единственный актер на мобильник. Так что кино ближе к нам, чем мы думаем. Отечественные фильмы спасут не столько деньги, сколько голова на плечах.