Домохозяйка Лена (Анна Михалкова) принимает звонок в скайпе. За ником «Кристина_1996» таится ее взволнованный муж Витя (Никита Тарасов). Женщине сразу хочется многое узнать: куда запропастился благоверный и что вообще происходит? Но Витя, умоляя не волноваться, заявляет, что коллеги подарили ему сеанс эротического тайского массажа, способного вывести негативную энергию разом. Все должно было произойти в частной квартире. Незадача в том, что за несколько минут до акта заявились люди в белых костюмах и теперь вышеупомянутая Кристина, вернувшаяся незадолго до этого из Италии, вместе со своим клиентом должна две недели провести на самоизоляции. Карантин меняет жизнь не только Елены, но и многих других людей. Две женщины по случайности узнают друг о друге — обе являются женами отлучившегося из дома за гречкой Александра, одна в городе, другая в области. Павел (Федор Бондарчук), видный московский чиновник, посреди ночи будит своего брата Александра (Дмитрий Лысенков) с просьбой удалить обличающий пост о бездействии властей из фейсбука; конфликт усугубляется, и вскоре мирить своих сыновей начинает их мать. Константин в пылу коллективных алкогольно-наркотических увеселений в своем особняке решает позвонить своему знакомому Диме, который задолжал ему пятьсот тысяч. Тот отвечает, что находится на карантине, потому отдать сумму не может. В помощь Константин нанимает особого специалиста (Владимир Епифанцев), который решает выбить деньги дистанционно.
То, что «Окаянные дни» выходят спустя два месяца после начала периода самоизоляции в России, невольно подчеркивает дистанцию, которую этот проект выдерживает по отношению к прочим сериалам, сделанным в формате скринлайв за последнее время. После успеха «Домашнего ареста» для зрителя титр «Семен Слепаков представляет» неминуемо несет знак качества, и герои этих коротких (от десяти минут до тридцати) зарисовок не просто архетипы, вышедшие из анекдотов и народных баек. Они произносят сакральные заклинания русских людей вроде клятвы на здоровье собственных детей. Они глубоко увязли в социокультурной среде, потому в их перебранках встречаются фамилии и Соловьева, и Киселева, и Венедиктова. «Дни» сделаны на злобу дня, и большая часть из рассказанных Слепаковым историй не способна существовать вне контекста пандемии. Примечательна скорее перспектива, выбранная шоураннером, — сегодняшний день зафиксирован через кривое зеркало. Навязчивая актуальность искажается с помощью комедии абсурда, когда вариации самых разных бытовых сценок, начиная от обвинений в супружеской неверности из-за невовремя позвонившией любовницы или извечных политических распрей в семье, доходят до крайности.
В поставленном Владимиром Епифанцевым эпизоде «Долг» специалист широкого профиля по изъятию у недобросовестных должников денег допытывается до своей «жертвы» по видеосвязи. Слепакову преувеличения даются более удачно, чем фиксация обычных, среднестатистических людей, потому чем «Окаянные дни» становятся страннее, тем более они выигрывают по сравнению с остальными приземленными сериалами про скучающих дома людей.«Дни» неминуемо забудутся спустя месяцы, как и практически все посвященное самоизоляции творчество, выпущенное за эти два месяца на стримингах. Но по проекту Слепакова по прошествии лет можно будет сложить, наверное, самое точное представление о том, насколько странным в жизни русского человека было это время. Такова специфика иносказательной сатиры.
«Окаянные дни» равнозначно для тех, кто прикипел к скринлайв сериалам, и тех, кто не видел ни одного из них, но хотел бы ознакомиться с этим феноменом. Не стоит забывать и про тех зрителей, у которых Семен Слепаков обладает неисчерпаемым кредитом доверия.
С 11 июня на видеоплатформе PREMIER.
Антон Фомочкин