В Уральские горы прилетает майор Олег Костин, срочно командированный для контроля за расследованием. Здесь найдены тела мертвых студентов, которые совершали лыжный поход и перестали выходить на связь. Правда, обнаружили лишь четырех из девяти участников. Обстоятельства этой трагедии быстро начинают обрастать странными уликами и превращаться в загадочную тайну. Версий будет много, а задача, стоящая перед Костиным, еще усложнится. Но он готов идти до конца и проверить даже самые безумные мистические идеи, ведь на полях сражений Великой Отечественной ему довелось повидать всякую чертовщину.
Действие сериала происходит сразу в трех временах, сильно отличающихся по тону, стилистике и повествованию. Первым становится расследование трагедии на перевале. Эта часть выглядит как нуарный триллер, в котором промозглый дождь заменили холод и вечная метель за окном. Главный герой в исполнении Петра Федорова даже в суровый мороз не готов жертвовать стилем и не расстается со своим пальто. Второе время — сам поход. Сериал превращается в молодежный мистический ужастик, явно вдохновленный франшизой «Пункт назначения». Именно здесь сосредоточена вся любовь и ностальгия по СССР. Эти эпизоды выполнены в черно-белом стиле с форматом 4:3 и очень напоминают фильм «Девчата». Последним и неожиданно самым интересным сюжетом становятся флешбэки во времена Великой Отечественной войны. Эта часть похожа на смесь компьютерной игры Wolfenstein и Второй мировой войны из фильмов о Хеллбое. Тут полно мистики, призраков и оккультизма, преображающих военный сюжет.
Если вы ждали реалистичную реконструкцию и попытки детально исследовать загадочную тайну прошлого, то вас может ожидать небольшое разочарование. «Перевал Дятлова» — это триллер, который пускай и пытается воссоздать события, опираясь на доступную информацию о походе, все равно уходит в мистику. Одних героев посещают реалистичные видения, другие обладают экстрасенсорными способностями и видят призраки умерших, а местные жители пугают рассказами о злобных духах, обитающих в этих горах. Не стоит забывать и о светящихся в небе шарах из трейлера, отсылающих к версии с инопланетянами.
Погружению помогает и выбранный формат показа. Эпизоды похода и самого расследования будут чередоваться между собой. Все остальное на своих местах и точно следует выбранным жанровым канонам, постепенно нагнетая интригу и наполняя историю множеством безумных версий. Намного интереснее выглядят комментарий и размышления о Второй мировой, в которых сталкиваются два взгляда. Желание уничтожить немцев за содеянное и понимание, что не все из них были последователями Третьего рейха, что могли ошибаться и, что важнее, испытывать раскаяние за содеянное. Главное — не радость разгромной победы, а скорейшее прекращение войны, ведь она лишь губит людей, а любая человеческая жизнь ценна. Многие герои кого-то потеряли, и эти взгляды оказываются столкновением разных стадий осознания смерти: еще полыхающего «гнева» и освобождающего «принятия».
Самым неожиданным «вау» становятся операторская работа и монтаж. За камерой в пилоте стоял Давид Хайзников, отвечавший за «Эпидемию» и снимавший кинопутешествие по Эрмитажу на iPhone 11 Pro для Apple. Он явно вдохновлялся сериалом «Тьма» и периодически делит пространство на части, поражая нас уже с первых минут. Ему удалось отыскать самые эффектные ракурсы и планы, наполняя даже обычную комнату постоянным напряжением. Все это чередуется с интересно смонтированными переходами между флешбэками и массой кинематографичных пролетов. Возможно, это магия кинотеатра, и, хочется надеяться, она не потеряется на экране телевизора.
Единственный вопрос без ответа: а будет ли все это работать дальше? Пока нам показали только два первых эпизода. После них хочется верить, что сериал купит Netflix и сделает эффектный постер, а Стивен Кинг напишет еще один положительный отзыв. Кажется, по-другому в России уже не могут поверить, что у нас способны делать отличные сериалы, которые впечатляют даже на большом экране.
Константин Киценюк
«Перевал Дятлова» с 16 ноября в 22:00 на ТНТ