40-е годы
Бэтмену потребовалось совсем немного времени после своего первого появления в 1939 году, чтобы перекочевать со страниц комиксов на экраны – спустя 4 года, в 1943-м, вышел одноименный черно-белый сериал. Из-за цензуры главный герой претерпел ряд изменений, основным из которых стал статус Бэтмена: он работал на правительство и не был самопровозглашенным борцом за справедливость. Костюм Темного рыцаря полностью соответствовал оригиналу из комиксов, а вот на примочках супергероя, ввиду небольшого бюджета, пришлось сэкономить: так, например, создателям пришлось забыть о «Бэтмобиле» и заменить его на Cadillac. Сериал был настолько коммерчески успешным, что спустя 6 лет, в 1949 году, вышло его продолжение – «Бэтмен и Робин».
«Бэтмен» (1966)
В мае 1966 года состоялась премьера еще одного одноименного сериала о Бэтмене, на основе которого в том же году сняли фильм, ставший одним из самых спорных за всю историю существования супергероя. Критики довольно высоко оценили максимально пестрое кино в духе кэмпа, а вот между поклонниками персонажа по сей день ведутся споры касательно качества «Бэтмена» 1966 года. Кроме слегка аляповатой картинки, сомнительного качества постановки и архаических даже для 1960-х надписей Bam! и Zap! на весь экран, фанатов не впечатлил легкий налет идиотизма в сериале, который отразился и на самом Бэтмене – например, он стоял с мультяшно большой бомбой посреди океана, говоря: «Порой ты просто не можешь избавиться от бомбы». Тем не менее многие отмечают, что из всех существующих экранизаций «Бэтмен» 1966 года – едва ли не самая близкая к оригинальному комиксу 1939 года.
«Бэтмен» (1989) и «Бэтмен возвращается» (1992)
В дилогии о Бэтмене, снятой Тимом Бертоном, супергерой впервые вылезает из спандекса и примеряет на себя новый костюм, который фанаты Бэтмена считают одним из самых лучших, пусть и совершенно непохожим на оригинал из комиксов. Хотя фильмы Бертона запомнились в первую очередь блестящей игрой Джека Николсона в роли Джокера и Пингвином Дэнни ДеВито, сложно не заметить, как начал меняться сам Бэтмен: его образ стал куда более мрачным, и он, кажется, впервые перестал гнушаться убийств. Так что справедливо сказать, что именно фильмы о Бэтмене Бертона стали отправной точкой для растущей жестокости супергероя, которая достигла своего пика с приходом на эту роль Бена Аффлека.
«Бэтмен навсегда» (1995) и «Бэтмен и Робин» (1997)
Вероятно, двух самых провальных из всех «Бэтменов» в 1990-е годы снял Джоэл Шумахер. В духе фильма 1966 года, режиссер, работая над картинкой, обратился к эстетике кэмпа, что после мрачной (по сравнению с предыдущими версиями) дилогии Бертона оказалось ошибкой. Комментировать Бэтмена Шумахера довольно сложно: его фильмы уделяли значительно больше внимания злодеям, ввиду чего супергерой в собственных сольниках оказался слегка на вторых ролях. Справедливости ради скажем, что в фильмах Шумахера есть много любопытного: это и появление Робина впервые после сериала и фильма 60-х годов, и Джим Керри в роли Загадочника. Но вот сам Бэтмен в этот список не вошел.
Трилогия Кристофера Нолана (2005 – 2012)
Никто не переизобретал Бэтмена так, как это сделал Кристофер Нолан в своей трилогии о Темном рыцаре. Вместо драйвового экшена о самоотверженном герое в плаще, режиссер снял философское размышление о грани, разделяющей добро и зло, об их сосуществовании и этической стороне слежки во имя так называемого блага. Столь сомневающимся в собственных действиях и раздираемым внутренними противоречиями Бэтмена зритель еще не видел. Быть может, Темный рыцарь Нолана и получился самым далеким от первоисточника – он не смахивает на блестящего детектива, да и от гения в нем осталось не так много, – но зато режиссеру удалось как никогда раньше очеловечить Бэтмена и дать зрителям возможность увидеть в нем частичку себя. Поэтому, вероятно, Брюс Уэйн в исполнении именно Кристиана Бэйла по-прежнему остается любимым Бэтменом для большинства фанатов.
DCEU (2016 – 2022)
Все больше погрязающий во тьме с каждым новым фильмом Брюс Уэйн с выходом «Бэтмена против Супермена: На заре справедливости», кажется, достиг пика мрачности образа. Он стал законченным циником, погряз в собственной паранойе, а про его зашкаливающие уровни жестокости и говорить нечего – кроме того, что он стал прибегать к оружию, он еще и клеймил своих врагов.
«Лига справедливости» 2017 года попыталась вернуть Бэтмена на круги своя, но, увы, Джосс Уидон окончательно лишил изначально не понравившуюся поклонникам версию супергероя возможности на зрительскую любовь. Неуместные идиотские шутки, несвойственная Бэтмену нерешительность и даже слабость по сравнению с остальными членами команды – все это сделало Брюса Уэйна в исполнении Бена Аффлека максимально несимпатичным персонажем.
Зато «Снайдеркат», помимо всего прочего переосмысливший многострадального персонажа, исправил ошибки, наделанные в свое время Уидоном. Бэтмену вернули его стоицизм, уважение к коллегам по Лиге справедливости, в конце концов, решительность и уверенность в собственных дальнейших действиях. Но, увы, отвоеванная у студии режиссерская версия Зака Снайдера уже не смогла спасти Бэтмена в исполнении Аффлека: многие фанаты франшизы не хотели больше на него смотреть, да и сам актер признался, что для него «Лига справедливости» стала «наихудшим опытом». Тем не менее еще один раз он точно появится в роли Темного рыцаря – осенью этого года должен выйти «Флэш» с его участием.
А совсем скоро мы увидим, каким получился Бэтмен в исполнении Роберта Паттинсона!