И снова мы говорим о 39-м Московском Международном Кинофестивале.
Конкурсная программа. «Хохлатый ибис», режиссер Цяо Лян, Китай
Каким бы блеклым не был в этом году конкурс, без сюрпризов не обошлось. И имя тому сюрпризу – «Хохлатый ибис». Вот уж чудо чудное, диво дивное. Как именно удалось победить крепкой, но средненькой производственной драме времен махрового соцреализма, судить не берусь. (Видимо, на безрыбье и «Ибис» – птица). Как бы то ни было, сие свершилось, и «Золотой Георгий» улетел в Китай.
Самое смешное, что из журналистов картину почти никто не видел (что уже само по себе показатель). Видевшие же здорово удивились, узнав результаты конкурса, ибо предпосылок к такому «фортелю» явно не наблюдалось. Да, у «Ибиса» есть свои плюсы (стилистическая целостность, хорошо разработанный конфликт, фабула и т.д.), но фильмы, подобные ему, потеряли свою актуальность еще полвека назад. Сегодня двухчасовой разговор о заводе, который загрязняет окружающую среду, но дает людям работу, воспринимается как-то уж чересчур заунывно.
Что же касается стилистики… Знаете, снимать большую часть эпизода статичной камерой, не меня крупность и отказываюсь от монтажа, заставляя актеров тщательно соблюдать точки мизансцен – в этом есть своя концепция, конечно, но так ли она необычна? Добавьте к этому жуткий наигрыш некоторых актеров (а азиаты иногда ну очень сильно «плюсуют», в этом особенность их театральной «школы») – и вы получите обычный телеспектакль на производственную тему, от которого сводились скулы у всех зрителей времен СССР.
Конкурсная программа. «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, Россия
Главный фильм и главное событие фестиваля – мировая премьера новой работы живого классика Рустама Хамдамова (если вы вдруг свалились с луны и никогда не слышали это имя, очень советую посмотреть «В горах мое сердце» (1967), без него ни один эстетствующий киноман не имеет права считать себя таковым). Кстати, ажиотаж на премьере был жуткий: больше сотни аккредитованных журналистов остались «зимовать» на улице перед закрытой дверью – мест в зале не было. И все, почти все понимали, что без главного приза Хамдамов с ММКФ не уйдет: не тот уровень конкурсной программы, чтобы кто-то мог соперничать с его фильмом.
Однако фестиваль и тут сумел отличиться: «Мешок без дна», снятый по новелле Рюноскэ Акутагавы «В чаще», получил лишь «Специальный приз жюри». Слишком уж сложной оказалась картина, слишком необычной для восприятия, да и, судя по результатам конкурса, члены жюри явно предпочитали совершенно другую стилистическую манеру: псевдо-документальное воспроизведение действительности было им явно ближе. Так что изысканные и полные метафор эстетические искания большого художника оказались в данном случае не у дел.
Как бы то ни было, своего зрителя «Мешок без дна», конечно, найдет. Найдет, даже если продюсеры испугаются и на широкий экран картина не выйдет. Рекомендую и вам – не пропустите. Сюрпризы и визуальное совершенство вам гарантированы.
Конкурсная программа. «Звездачи», режиссер Виса Койсо-Канттила, Финляндия
Пожалуй, ни один из иностранных фильмов конкурсной программы не получил такую поддержку прессы, как «Звездачи». Причина проста: их раскруткой занималось известное пиар-агентство, благодаря которому картина чуть было не добралась до нашего проката. Однако чуда все-таки не случилось: как часто бывает, «Звездачи» пообещали чуть больше, чем смогли предложить.
Провинциальное захолустье, подростки и их родители, оказавшиеся на грани развода – вот вам весь фильм Висы Койсо-Канттилы. От сотни похожих картин «Звездачи» отличаются мало: ни сюжетных, ни стилистических особенностей в них нет. Впрочем, затащить зрителей в зал фильму вполне по силам: кто-то клюнет на публицистику, а кое-кто – на эротику. К публицистике отнесем незаконный снос родового гнезда в интересах администрации города (привет тебе, реновация!), а к эротике – чрезмерную тягу персонажей к телесным утехам. Кстати, телесных утех в фильме хватает, ведь других развлечений финские провинциалы придумать не в состоянии: подростки залистывают до дыр потрепанный старый «Penthouse», а родители с не меньшим кайфом практикуют групповой секс.
Также в конкурсную программу попали «Селфи» испанского режиссера Виктора Гарсии Леона, «Преисподняя» датчанина Фенара Ахмада и крайне слабая картина из Индии – «Утопленник» Мостафы Сарвара Фаруки.
Программа «Эйфория окраины». «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки
Признанных корифеев мирового кино, известных именно широкой публике, на ММКФ традиционно немного. А в 2017-м таких имен было и вовсе два (ретроспективы не в счет): это Анджей Вайда с его последней картиной «Послеобразы» и Аки Каурисмяки («По ту сторону надежды»). Кстати, на последнем Берлинском фестивале «Надежда» получила «Серебряного Медведя» за лучшую режиссуру.
Бомж-эмигрант, чье место прописки – контейнер с мусором, и хозяин привокзальной пивной (то есть по местным меркам, вполне себе буржуа) – что общего у них может быть? Тем не менее, их пути-дорожки пересекаются, и бизнесмен-неудачник начинает помогать неудачнику из Алеппо. Сказка? Фантазия? Возможно. Но сказка современная, живая, рассказанная настоящим мастером на его собственном языке, который невозможно не узнать с самого первого кадра. Актуальность темы и фирменная манера Каурисмяки с легким налетом «ретро» – вот что такое «По ту сторону надежды». Кстати, в нашем прокате фильм будет с 21-го сентября.
Программа «Эйфория окраины» «О теле и о душе» Ильдико Эньеди
Еще один гость с Берлинского фестиваля (точнее, его победитель), которого, однако, рекомендовать надо довольно осторожно. Поймите правильно, «О теле и о душе» – один из важнейших фильмов этого года, мастерски сделанный, очень сложный и очень тонкий одновременно. Но все зрители разные, и психика у каждого своя. В данном случае, аудитория должна четко себе представлять, что именно ее ждет.
Дело в том, что Ильдико Эньеди сняла кино не по-женски жесткое. Место действия – скотобойня, и камера стыдливо не отворачивается, когда волоокая буренка обреченно идет под нож. При этом режиссер не собиралась снимать кровь ради крови (или ради шока, к примеру), ей был нужен контраст между реальностью и сном, между обреченностью и свободой. Ведь не случайно корова зажата в тески «гильотины», а олени из сна вольно гуляют по лесу. И не случайно героиня пытается вскрыть себе вены (уж простите великодушно за спойлер): она сама как бы становится тем существом, которое люди с их прагматизмом почему-то обрекли на убой.
Как бы то ни было, «О теле и о душе» хорош от слова «очень», но рекомендовать каждому встречному я его не могу: фильм явно из категории «сделано не для всех». Советую, но будьте осторожны.
Программа «Фильмы, которых здесь не было». «Последний из нас», режиссер Ала Эддин Слим
А вот фильм, который вы вряд ли где-то увидите – «Последний из нас» африканского режиссера, получившего на Венецианском фестивале награду за «Лучший дебют». «Последний» интригует своей экспериментальностью: он снят без единого слова. К сожалению, в некоторых эпизодах такой ход не очень оправдан: иногда молчание персонажей принимаешь только с большой натяжкой. Однако посыл авторов понятен: герой пытается удрать от цивилизации, тогда как режиссер пытается объявить войну всем законам кинодраматургии (фильм – яркий представитель так называемого бессюжетного кино). Не очень ново, но вполне приемлемо. Однако перерастет ли этот эксперимент в нечто большее? – Ой, вряд ли.
Программа «Фильмы, которых здесь не было». «120 ударов в минуту» Робена Кампийо
И еще один «фильм-скандалист», который, правда, тоже вряд ли протопчет дорожку в наш прокат – «120 ударов в минуту», получивший на Каннском фестивале аж 3 награды, в том числе и «Гран-при жюри». Почему мы нигде этот фильм не увидим? – А причина проста: его тема. Ведь у нас не принято говорить о СПИДЕ, тем более, так откровенно. А уж «голубая лагуна» на нашем экране и вовсе табу.
Тем не менее, «120 ударов» заслуживают, по крайней мере, внимания. Да, иногда слишком публицистично, местами немного затянуто (пару сцен вполне можно было бы пустить под нож), но очень эмоционально и без намека на компромисс. Фильм словно пытается достучаться до глухих, а потому и талдычит одно и тоже: желание замолчать проблему смертельно опасно, – кричит Кампийо, – оно убивает, а за «благочестивой» тишиной стоят реальные жертвы, реальные люди. Впрочем, на нашей земле обетованной таких проблем нет: ведь у нас нет ни однополой любви, ни СПИДА, ни его жертв. Так что этот крик отчаяния у нас в кинотеатрах кто-то вряд ли услышит.
Программа «Специальные показы». «Ван Гог. С любовью, Винсент», режиссеры Дорота Кобеля, Хью Велчман
А вот этот фильм оказался на фестивале серым мышонком. Про него почти ничего не писали и теперь уже вряд ли напишут. На показе, правда, наблюдался аншлаг, да и картина, не будем скромничать, уникальна. Ведь «Ван Гог. С любовью, Винсент» – первый анимационный фильм, полностью нарисованный маслом: над проектом работали 115 (!) художников из Польши и Великобритании, сделавших вручную 65 000 (!) кадров. Кстати, в мире «Ван Гога» оценили: он получил Главный приз как лучший анимационный фильм на Шанхайском Международном кинофестивале. Но на ММКФ это эстетическое гурманство оказалось почему-то на периферии. Да и неизвестно, доберется ли «Ван Гог» до нашего проката: в кинозалах давно «захватили власть» совсем другие мультфильмы. А жаль.
Вера Алёнушкина