Пока Москва медленно плавится от жары, киноманствующая часть москвичей всё своё свободное время не вылезает из кинотеатров: в разгаре 38-ой Московский международный кинофестиваль. Kinoafisha.info предлагает обзор самого интересного, что происходит в эти фестивальные дни.
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА
“37” датского дебютанта Пука Грастена на данный момент безусловный лидер. Причем фильм лидирует не только в битве за Золотого Георгия (главная награда ММКФ), но и в борьбе за приз зрительских симпатий. Впрочем, это и не удивительно: как правило, конкурсная программа любого фестиваля весьма неоднородна – порой в нее попадают работы весьма спорные (если не сказать «слабые»). И на их уровне «37» выделяется очень резко: мощная режиссерская индивидуальность дает о себе знать. Жизни разных людей, ставших невольными свидетелями убийства, сплетаются в фильме в единое целое – и ощущения фрагментарности при этом не возникает. Конечно, подобному приему – когда несколько историй рассказывается одновременно – ровно сто лет (он известен с времен «Нетерпимости» Гриффита (1916)), однако использовать этот ход под силу лишь единицам. Но Пук Грастен справился. Поэтому если «37» появится когда-нибудь в нашем прокате – очень советую его не пропустить.
«Голос вещей» режиссера из Коста-Рике Ариэля Эскаланте – типичная фестивальная ласточка. Картины такого рода встречаются на любом киноконкурсе: минимум операторских изысков, минимум работы художника, простота повторяющихся движений – все сделано для того, чтобы передать рутинное существование уставшей жить медсестры. Все предельно минималистично, все предельно необязательно, снято как будто случайно… Конечно, своя эстетика в этом есть (эстетика обыденного), однако ничего выдающего или хотя бы оригинального за этой простотой в «Голосе вещей» разглядеть почему-то не удается.
Фильм «Козни» итальянца Давида Гриеко интригует своим сюжетом: перед нами одна из версий убийства Паоло Пазолини. Интригует и Мессимо Раньери, играющий самого маэстро. А вот чем-то ещё фильм, к сожалению, похвастаться не может: захватывающая история безнадежно тонет в бесконечных и совершенно ненужных диалогах, в политической болтологии и т.д. Хотя шанс получить приз за главную мужскую роль у Раньери весьма велик.
«Центр моего мира» немецкого режиссера Якоба М. Эрва кто-то из коллег назвал «красивой сказкой». Я бы назвала его «сказкой спекулятивной» - фильм явно паразитирует на модной нынче теме нетрадиционных отношений. Судите сами: семнадцатилетний паренек из провинциального немецкого захолустья влюбляется в другого семнадцатилетнего паренька – и вот уже весь городок, все друзья и родственники радуются их счастью. К тому же, режиссер Якоб М. Эрва явно тяготеет к традиционной романтической эстетике: цветы цветут, бабочки машут крылышками, белоснежная ткань полога взлетает над головой… В общем, «Не верю!», - как говорил Станиславский.
Были показаны в конкурсе и еще два фильма: «Мари и неудачники» (Себастьян Бетбедер, Франция) и «Худшая из женщин» (Ким Чжон Кван, Южная Корея). Сказать что-либо об этих фильмах особо нечего – ничего оригинального или хотя бы интересного они предложить не могут.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗЫ
Блок специальных показов, пожалуй, самый необычный и разношерстный среди всех программ фестиваля. Фильмы, собранные здесь, совершенно не похожи друг на друга. Что их объединяет – вопрос открытый. Здесь «прописаны» и «Охотники за привидениями» Айвана Райтмана (1984), и «Очи черные» Никиты Михалкова (1987). Но особый интерес, конечно, к новинкам. Например, к хулиганской комедии «Человек – швейцарский нож». Удивительно, но безбашенный и придурковатый фильм Дэниэла Шайнерта и Дэна Квана вызвал на фестивале какой-то нездоровый ажиотаж. Двери зала, где проходил показ, журналистам приходилось брать с боем – желающих посмотреть на историю человека, который подружился с трупом, было слишком много. Кстати, в роли трупа – Дэниэл Рэдклифф.
А вот показ комедии Александра Амирова «Тэли и Толи» прошел весьма скромно. История о двух влюбленных, живущих в соседних селах – в грузинским и осетинском – многим показалась слишком наивной. Что ж, фильм действительно не предназначен для воинствующих эстетов – он говорит на простом языке и не делает реверансов в сторону новомодных течений. И да – он наивный. Но есть что-то такое в его наивности, что сразу вызывает симпатию. Да и главная мысль «Тээли и Толи» - об абсурдности вражды между соседними странами – сегодня как никогда актуальна.
ОТКРЫТИЕ: КИНО БУРЛЯЩЕГО АРАБСКОГО ВОСТОКА
В этом блоке собраны фильмы из Египта, Туниса, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и т.д. Выделим «Атаку» ливанца Зиада Дуэри. Картина о терроризме – жесткая и правдивая. В которой нет ни романтики, ни спекуляции «на злобу дня», ни истерии. Есть история – история первоклассного арабского хирурга, живущего в Израиле, чья жена вдруг стала шахидкой. И история эта разворачивается перед нашими глазами с ужасающей простотой. Так может быть с каждым – без исключения. Не застрахован никто. Кстати, в этом и сила фильма: он не пытается никого шокировать, не пытается пугать – он просто объясняет, как и почему люди переступают черту, как и почему становятся смертниками.
РЕТРОСПЕКТИВА ЛИ ЧЖУН ИКА
Вообще-то, ретроспектив в программе фестиваля несколько. Выберем самую интересную: посвященную южнокорейскому режиссеру с мировым именем Ли Чжун Ику. На ММКФ можно увидеть пять его фильмов, в том числе и «Трон» 2015-го года. Это рассказ о короле Ёнчжо, убившего своего единственного наследника – принца Садо. Рассказ темпераментный, рассказанный со всей страстностью, свойственной искусству Востока. Манера актерской игры, правда, тоже специфическая – с закатыванием глаз и катанием по полу – такое примут не все. Тем не менее, как путеводитель по малознакомой культуре «Трон» идеален – так что посмотреть его, я думаю, стоит.
Вера Алёнушкина