«Обзоррро!» – смотрим с прищуром, разбираем с пристрастием. И иногда за это хочется получить медаль за отвагу и новые штаны (намекаем на «Оно»)…
Ожидание нового хоррора по Стивену Кингу так обжигает нервы, что пугать начинает уже реклама. Зрители жмутся друг к другу, надеясь найти храбрость в скоплении тел, нервно жуют поп-корн и громко хихикают – в общем, образы из 90-х вновь замаячили на задворках памяти, заставив повзрослевших детей нервно шевелиться.
По сюжету – городишко Дерри с самого основания медленно и тихо варится в собственных страхах. Но, если взрослые о них забывают и молчат, то дети чувствуют всем несозревшим нутром. И воплощение не заставляет себя ждать, явившись в образе клоуна Пеннивайза. Семь ребят из самопровозглашенного «Клуба неудачников» решают отправиться в его логово…
По форме это классический хоррор с яркими образами вроде желтого дождевика, воздушного шарика, черного дома и прочих контрастных штук, заботливо заложеных в нашем сознании еще Кингом и Уоллесом. В купе со скримерами, холодящей музыкой и «выцветшей» визуальной стилистикой это работает на все сто.
Но не эти приемы делают «Оно» Андреса Мускетти жутчайшим триллером сезона. А ужасы гораздо более реальные, чем клоун или зомби – насилие над детьми. Вот, что скрывается за кровавыми сценами и то, с чем пытаются бороться «неудачники». И именно это социальное зерно так обильно упаковывается в продаваемые шаблоны... Однако разбавляют страхи – неуместные пошлые шуточки из уст мальчишки, которому до подростковых прыщей еще как минимум пара лет. В общем, «Оно» того стоит!
А вот, что не каждому придется по вкусу и точно не будет щекотать зрительские страстишки – так это «Квадрат» Рубена Эстлунда, автора того самого «Форс-мажора». Фильм, увенчанный золотом Каннского фестиваля, повествует о кураторе глянцевого музея современного искусства – Кристиане. Летящий по жизни от осознания собственного интеллекта и социальной значимости, он смакует полученную власть нарекать кучку камней «произведением искусства». Однако вскоре оказывается, что полет ведет вовсе не к карьерным небесам, а к земле – а там нищие и бездомные рыскают в поисках прибежища, где «все равны»…
Картина – молчаливая сатира на европейцев, прикрывающих свои голые души знаками элитарности. Невероятно метафоричный фильм, пронизанный повторяющимися символами вроде детского плача или неуместных ругательств Туретта. Тихий сарказм просвечивает между строк, и возразить ему не может никто.
Инна Син