Конкурс короткометражных фильмов
В отличие от дебютов и студенческих работ, здесь в основном представлены работы опытных режиссёров с заслугами. На открытии показали один из главных хитов программы — «Пять минут до моря» Натальи Мирзоян. Маленькая девочка очень хочет искупаться, но мама велит ей сделать пятиминутный перерыв. Мультфильм визуализирует этот короткий промежуток времени, который для ребёнка превращается в бесконечность. Её можно здорово разнообразить при помощи фантазий, а можно понаблюдать за соседями по пляжу. Для кого-то из них море — это вполне себе метафора старости и даже смерти, но не тревожной, а по-буддистски спокойной. Уже стало известно, что «Пять минут до моря» отобрали для участия в фестивале в Анси, одного из самых престижных смотров мировой анимации.
Ещё один уже известный до Суздаля фильм — «Лола живая картошка» Леонида Шмелькова, победитель программы «Премьеры» на Большом фестивале мультфильмов и второй российский фильм, отобранный для участия в Анси. Главная героиня — шестилетняя девочка, которая остро переживает смерть любимого дедушки. В её фантазиях он ещё жив, но с ним придется расстаться из-за грядущего переезда.
Другой фильм конкурса, показанный на открытии, — экранизация рассказа Бориса Шергина. «Митина любовь» Светланы Филипповой поражает рисовкой, вдохновленной авангардистами (Михаил Ларионов, Наталья Гончарова) и наивным искусством (Павел Леонов, Любовь Майкова). Неопримитивистская эстетика кажется удивительно подходящей для этой истории, пропитанной колоритом поморского фольклора. Корабельный мастер Митя влюбляется в девушку с первого взгляда, а позже долго и мучительно пытается её найти по неправильному адресу дома. «Митина любовь» уже была отмечена Гран-при фестиваля «КРОК».
Необычайной красоты мультфильм «Месяц ясный» Розы Гиматдиновой тоже обращается к поморским мотивам, и его персонажи обладают характерным говором, из-за которого речь не всегда хорошо понятна. Но это не главное. Экранизация рассказа архангельского писателя Степана Писахова является предметной анимацией — главный герой, подобравший с неба старый месяц, появляется на дне кастрюли, запотевшем стекле и деревянных дощечках.
Ещё конкурс короткого метра может похвастаться отличной анимацией, рассчитанной на детей. «Оранжевая песня» Алексея Алексеева рассказывает историю пещерной девочки, одной из первых художниц на свете. Рисует она всё в этом самом оранжевом цвете, а её произведения через археологов доходят до наших дней. Музыкальное сопровождение мультфильма — та самая известная детская песенка, про оранжевое небо-море-зелень, но уже с современной аранжировкой.
«Лекарство от послушности» Татьяны Киселевой выворачивает привычную ситуацию наоборот: доктора Пяткина достали до ужаса смирные и правильные дети. Никакие методы не помогают, поэтому на помощь придёт магический гномик, который превратит детей в лягушек. Всех персонажей здесь, кстати, озвучил Константин Хабенский. «Лекарство от послушания» тоже отметили наградой на Большом фестивале мультфильмов — второе место в программе «Премьеры».
«Белозубка» Павла Носырева по своей рисовке напоминает аниме, да и музыка, звучащая в мультфильме, создана японскими композиторами. Это экранизация рассказа детского писателя Юрия Коваля — в его центре встреча художника в глухом лесу и очаровательной землеройки Белозубки. Очень трогательный и нежный мультфильм с простой моралью — надо ценить дикую природу и всех тех, кто в ней проживает. Ещё одна история о взаимовыручке — белорусский «Добрый волк» Наталии Дарвиной, рассказывающий о хищнике, который, несмотря на дикий голод, не способен никого обидеть.
Хорошими историями для детей являются «Сказки полуночи» Александра Проскура и «Ладушки» Сергея Меринова. Первый мультфильм состоит из трёх историй про животных, происходящих в ночной синеве. Второй — проект, посвящённый сокровищнице русского фольклора. Пластилиновые мультфильмы от разных аниматоров и художников экранизируют те самые детские игровые стишки.
Самую бурную реакцию в зале вызвал «Кто такой Крокозяблик?» Алексея Игнатова, немного циничная история из жизни ненужных вещей. Главный герой — непонятное существо, которое бьёт в барабаны и бесит абсолютно всех соседей — от старых расчёсок до пуговиц. По призванию он художник и потому немного аутичен и неэмоционален. Спасти его может только чудо, которое обязательно произойдёт не без помощи рояля в кустах (в самом буквальном смысле).
Есть место и необычным фильмам. «Гульназек — победитель дивов» Елены Ермолиной и Евгения Тишкина основан на татарском фольклоре, поэтому заглавный герой разговаривает с характерным акцентом, из-за чего возникает забавный комический эффект. По сюжету простоватый Гульназек сумел перехитрить пару дивов (глуповатые джинны в тюркской мифологии), которые хотели его прикончить во сне.
А как вам анимационный абсурдитский альманах «Деканимерон-1» Андрея Бахурина, состоящий из семи экранизаций популярных в сети стишков-пирожков? Или антинарративный коллаж про «трансгуманистическое визионерство» Александра Свирского, который красиво назван «Девственный ветер»?
Один из самых красивых конкурсантов этой программы тоже лишён внятного нарратива — чистая игра форм и огоньков в темноте. Это работа «Вечность» Анастасии Мелиховой, представительницы екатеринбургской школы. Музыка, сопровождающая фильм, принадлежит современному польскому композитору Михалу Яцашеку.
Конкурс сериалов
Стоит сразу отметить, что это один из самых слабых конкурсов фестиваля. Во многом это связано с тем, что продюсеры, режиссёры и сценаристы слишком нацелены на детскую аудиторию — персонажи попонятнее, а сюжеты попроще и с обязательной моралью. Ничего радикального среди этих сериалов не нашлось, но есть вполне обаятельные и жизнеспособные примеры. С качеством некоторых все понятно заранее — например, с эпизодом «Петя Юрского периода» из мультсериала «Пинкод. Гуманитарные технологии» (спин-офф легендарных «Смешариков»). Или с «Пропавшими вещами», эпизодом сериала «Белка и Стрелка. Тайны Космоса», который продолжает историю путешествия двух уже знакомых россиянам анимационных собачек. Про новые серии «Простоквашино» в интернете уже сломано немало копий, поэтому тут и добавить толком нечего. Ясно только, что это неплохой мультсериал, пусть и не дотягивающий до советского оригинала. Серия «Ген героя» раскрывает загадки происхождения Шарика и его новые профессиональные увлечения.
Из менее известных вещей хотелось отметить свежий сериал «Спойлы», который рассказывает о существовании расы невидимых вредителей, подпитывающихся человеческими негативными эмоциями. В эпизоде «Как подружиться со своей неудачей», представленном на фестивале, происходит знакомство позитивного мальчика Дениса и начинающего спойла Дуда. Здесь нет навязчивой морали, есть простая и понятная концепция (противоположность «Фиксиков»), а рисовка не грешит обилием деталей или лакированным 3D. Именно поэтому «Спойлы» кажутся идеальным кандидатом на роль нового анимационного хита для детей.
Интересной новинкой кажется «Пиратская школа», главные герои которой — дети, живущие на пиратском острове. Эпизод «Рыцари справедливости» наполнен немного циничным юмором, острыми моральными вопросами (есть ли объективная справедливость?) и забавными персонажами — от социопата Фитиля до недалекого Такелажа. Ещё один новый мультсериал, «Монсики», рассказывает о друзьях-супергероях, которые решают повседневные проблемы и встречают приключения лицом к лицу. Эпизод «Муха-обидуха» ненавязчиво рассказывает о том, какие проблемы приносит раздувшееся эго.
Есть и приятные незатейливые мультсериалы вроде «Катя и Эф. Куда-угодно-дверь». Эпизод «Рыбный день» отправляет любознательную девочку и её странного друга в океанариум. Или «Новые Куми-Куми», продолжение мультсериала 2012 года, персонажи которого теперь будут в 3D. Здесь есть приятная анимация, забавные истории про поиски сна и путешествия во времени, а закадровый текст читает популярный ныне Александр Гудков.
И всё равно конкурсу сериалов очень сильно не хватает прорывной панковской идеи. Очень трудно подавить зевок, когда на экране в очередной раз крутят мультфильмы про самый стандартный набор животных, в котором нет ни единой свежей фишки.