Студенческие и дебютные фильмы
Главные герои внеконкурсных фильмов в этой категории – лисички, причем самые разные. «Ворона и лисица» Елизаветы Тимченко экранизирует басню Ивана Крылова, которая уже как минимум дважды становилась анимационной историей – рисованным мультфильмом Ивана Аксенчука («Ворона и лисица, кукушка и петух» 1953 года) и пародийной версией Александра Татарского («Пластилиновая ворона» 1981 года). Новая «Ворона и лисица» тоже сделана из пластилина и вращается вокруг обладания заветным куском сыра. Правда, финал у этой истории другой, куда более добрый.
Еще одна милая рыжая история случилась в фильме «У лис проблемы» Дарьи Кайдаловой. Дядюшка мохнатого семейства попадает в ловушку к охотнику, поэтому остальные члены семейства отправляются на его спасение. Симпатичные лисички нарисованы поверх видеоизображения интерьера избушки и настоящих лесных пейзажей.
Самый нуарный мультфильм тоже экранизирует сюжет басни Крылова, но порядком ее модернизирует. «Опасные связи» Анны Шумской презентует нам молодого Лиса, который коротает воровские будни за рюмкой абсента. Его внимание привлечет золотая подвеска в виде сыра – и для этого герою придется обольстить возрастную Ворону. Это замечательный пример осовременивания старой истории, которая из басни превращается в зеленовато-абсентный нуар.
На лисах интересные истории не заканчиваются! Обращает на себя внимание психоделическая история «Не курите в поезде» режиссеров Шуры Ватман, Ксении Васильевой, Юлии Франке и Натальи Воротниковой. Это черно-белый трип (в обоих смыслах) намекает, что название обращено не к сигаретам. Или карандашный нуар «Лед» Василисы Макшаковой про неуважение к котятам и нелепую смерть гангстера.
Один из лучших фильмов нынешнего фестиваля тоже находится в этой категории – это черно-белая фантазия «Охота на Снарка» Василия Корепанова, изобретательная экранизация Льюиса Кэрролла. Впрочем, тут можно найти и вольные интерпретации не только писателей, но и философов – «День учителя» Марии Нистратовой на примере школьных уроков проверяет идеи Ги Дебора и настырно рассуждает об «Обществе спектакля».
Более бытовые истории тоже в тренде. Перекладка Анны Герасимовой «Если ты покинешь меня» – история разбитых сердец в дореволюционной России с музыкой Шнитке, Каравайчука и образом Веры Холодной. Грустный мультфильм «Так быстро…» Ольги Каренгиной показывает странное разноцветное существо в монохромном городе, его смерть и продолжение новой жизни. Современная личная история из этой категории куда как более забавная – «Млечный путь» Анастасии Киселевой о том, как маленькая девочка оказывается без одежды наедине с бесконечно синим ночным небом.
Короткометражные фильмы
Среди внеконкурсных показов короткого метра набралось несколько историй, которые ничуть не хуже «основной» категории. Например, «Переезд» Инны Евланниковой – ностальгическое прощание со старым зданием «Союзмультфильма». В этом метасюжете Крокодил Гена и Чебурашка пакуют вещи, пока консервативная Шапокляк наотрез отказывается покидать место, где она появилась на свет. Трогательный фильм, совмещающий 3D-анимацию, реальные интерьеры и виды Москвы, посвящен памяти Эдуарда Успенского.
Есть забавные истории, причем музыкальные. «Очки» Константина Голубкова рассказывают, а вернее сказать пропевают историю любви пары – от детского возраста до седых волос. Главный конфликт – постоянные повреждения очков мальчика, а затем старика-рокера. Заканчивается все хорошо, несмотря на апокалипсис, который устроил на улицах города плохо видящий дедок.
Короткий и минималистичный фильм «Sad weightlifter» Елизаветы Астрецовой обыгрывает сходство линий женской фигуры и винного бокала – никакой истории, только красивые и изящные визуальные аналогии.
Грустный эпик «Жук в муравейнике» Василия Ефремова показывает серые улицы мегаполиса, окутанные плотной и бесконечной туманной завесой. По ним бродит грустный слон, которому не сидится спокойно после закрытия зоопарка. Он быстро прибивается к таким же обездоленным маргиналам, но даже среди бездомных он не находит себе приюта. Один из самых печальных и при этом красивых фильмов нынешнего фестиваля, сделанный с помощью перекладки.
«История киномеханика» Натальи Ниловой тоже настраивает на меланхоличный лад, но только поначалу. Главный герой в сопровождении двух кошек разъезжает по деревням, где крутит для местных жителей «В джазе только девушки». После аварии он находит пристанище в безлюдной избушке в лесу, где его досуг скрасят две прекрасные дамы. Но обойдемся без спойлеров! Финал истории вызвал в зале недоуменный смех – это очень специфичный, хотя по-хорошему оригинальный сюжетный поворот.
Недоумение, но абсолютно другого толка вызывает православный мультфильм «Возвращение Саввы» Натальи Федорченко. В нем сербский подросток знакомится по скайпу с девушкой-инвалидом из Москвы. Первый злится из-за того, что отец одержимо занят восстановлением монастыря, и улетает в Москву. Девушка стыдится своей инвалидной коляски и «отшивает» (цитата) горе-любовника. Закончится все чинно, хорошо и не без вмешательства высших сил. В зале «Возвращение Саввы» вызвал сдержанное хихиканье своей наивностью и педалированием православной темы – кроме сербского святого важную роль играет и Икона Божьей Матери «Троеручица».
Сериалы
Сериалы внеконкурсных показов в большинстве своем рассчитаны на малышей – учат считать («Пластилинки-Циферки»), запоминать слова («Бодо Бородо») и учат самостоятельности («Дракон Тоша»). Это нишевый продукт для самых маленьких, который имеет полное право на существование.
В целом же проблема ровно та же, что и в конкурсе – отсутствие обаятельных оригинальных персонажей и отсутствие фантазии, которая тщательно лакируется тоннами ярких красок. По-хорошему выделяются два мультсериал. «Герои Энвелла» выходят уже с 2017 года и представляют из себя рисованную супергероику со сквозным сюжетом. Главные герои – питерские школьники, которые нашли таинственной ноутбук с игрой вроде «Джуманджи» и теперь проводят время за квестами в виртуальной реальности. Параллельно этому развиваются сюжетные линии и в их обыденной жизни – например, проблемы подростковой любви или плохая школьная успеваемость.
Второй мультсериал называется «Собез» (Специальный отряд бесстрашных зверей) и рассказывает о команде супергероев-животных, которые предотвращают теракты и ведут борьбу с жестокими диктаторами. В эпизоде «Турнир на выживание», показанном на фестивале, «Собез» вынужден заменить собой национальную сборную для участия в аналоге Олимпийских игр. Попахивает политикой, но детям на такие аллюзии точно будет наплевать – нарисовано все динамично, а персонажи не сюсюкают с воображаемой аудиторией. Правда, «Собез» уже официально завершился и продолжения не будет, так что придется ограничиться уже существующими сериями.