Бегущий по лезвию — реж. Ридли Скотт (1982)
История провала: Фильм вышел в американский прокат 25 июня 1982 года. Прокат уже две недели как разносил «Инопланетянин» Спилберга, его доминирование в бокс-офисе продлилось всё лето 1982 года. Кроме того, уже шли «Конан-варвар», «Полтергейст», второй «Безумный Макс», третий «Рокки», а «Нечто» Карпентера вовсе появилось в ту же неделю. Обилие хорошего развлекательного кино, особенно фантастического, подкосило мрачный интеллектуальный фильм Скотта, чьи прокатные достижения ограничились неплохими сборами в первый день.
История успеха: Тем не менее критики скорее оценили «Бегущего по лезвию»: уже в 1982 году он имеет хорошие рецензии и далее всё чаще упоминается в киноведческих публикациях. Провоцирует интерес к фильму сам Ридли Скотт, начавший его перемонтаж. Так называемый Director’s cut создавался Скоттом в начале девяностых, в 1992 году новая версия вышла на домашнем видео, где стала хитом продаж. Всего же специалисты насчитывают у картины до семи разных версий. Та, что сейчас идёт в российском прокате — The Final Cut.
Обсуждение разных монтажей, само собой, провоцирует дискуссию и наращивание фанбазы, уже к середине девяностых фильм обретает полностью культовый статус, роль Декарда становится для Форда очередной легендарной, а монолог Tears in the rain — ключевым эпизодом актёрской биографии Рутгера Хауэра.
Гражданин Кейн — реж. Орсон Уэллс (1941)
История провала: Сейчас любой киноман или критик будет доказывать, что «Гражданин Кейн» — блестящее киносовершенство, предвосхитившее современный Голливуд и недоступное к описанию грубым языком XXI века. Новый байопик Дэвида Финчера о сценаристе Германе Манкевиче — один из самых ожидаемых фильмов в 2020 году. Но вот в премьерном 1941-м «Гражданин Кейн» не выстрелил.
Причиной отчасти стала злая воля Уильяма Рэндольфа Хёрста — медиамагната, отца «жёлтой прессы», с которого списан главный герой. Хёрсту, видимо, правда глаза колола, поэтому он использовал все свои медийные ресурсы, чтобы очернить фильм и способствовать его провалу. Получилось: в Америке «Гражданина Кейна» особо и не заметили, а в Европе в 1941 было уже не до кино.
История успеха: Европейские критики, обозревая американское кино 40-х, про «Гражданина Кейна» писали, мягко говоря, холодно. После войны по фильму Уэллса сначала прошёлся Жан-Поль Сартр, упрекнув его в формализме и излишнем эстетстве. Легендарный французский киновед и критик Жорж Садуль пнул Уэллса за вторичность и бессмысленные отсылки.
Тем не менее обсуждение в Европе и в Америке способствовало культурной ревизии фильма. Уже в 50-х годах его достаточно часто показывают по телевидению, про него начинают писать. Окончательный статус культового он обретает уже в 60-70-е, когда в индустрию приходят новые лица, которые называют «Гражданина Кейна» одним из любимых фильмов. Авторитетный британский журнал о кино Sight&Sound регулярно проводит опросы любимых картин важных режиссёров и киножурналистов. «Гражданин Кейн» на верхних позициях в обоих топах.
Бойцовский клуб — реж. Дэвид Финчер (1999)
История провала: Производство фильма сразу пошло не по плану. Уже на стадии препродакшн был исчерпан бюджет, который в итоге разросся с 23 миллионов долларов до 63. Огромное количество отснятого материала долго обрабатывалось в монтажной. Всё это процесс вполне нормальный для педантичного Дэвида Финчера, но кропотливая работа над картиной не стала причиной коммерческого успеха.
В прокат фильм вышел 15 октября, заняв первое место по сборам, но шквал обвинений в антисоциальности и неоднозначность как зрительских, так и критических отзывов не дали «Бойцовскому клубу» даже отбить бюджет.
История успеха: Возможно, поклонники романа Чака Паланика просто не ходят в кино, предпочитая смотреть всё дома. Выход фильма на домашнем видео был вполне удачным, как и последующие релизы на DVD и Blue-ray. Издания на носителях содержали большое количество бекстейджей, дополнительных материалов со съёмок и интервью — всё это вызывало дополнительный интерес, заставляло пересматривать кино, копаться в его смыслах.
Есть мнение, что фильму помешало сразу найти своего зрителя большое количество других необычных авторских лент, выходивших в том году. Через неделю после «Бойцовского клуба» выйдет «Воскрешая мертвецов» Скорсезе, ещё через неделю — «Быть Джоном Малковичем» Джонза, ещё через одну — «Свой человек» Манна, потом — «Сонная лощина» Бёртона. Год выдался что надо, всего было не понять сразу.
Бразилия — реж. Терри Гиллиам (1985)
История провала: Терри Гиллиам не самый везучий кинематографист на свете. Если что-то плохое может случиться с его проектом на любой стадии создания, то это обычно происходит. В этой статье уместен был бы каждый второй фильм британского классика.
Сложности при написании сценария и на съёмках «Бразилии» оказались ничем по сравнению с битвой Гиллиама за итоговый монтаж картины. Отзывы европейских зрителей (там кино вышло на полгода раньше) оказались неоднозначными, и руководство Universal решило перемонтировать фильм (в Европе его прокатывал «Фокс» ), сделав ему хорошую концовку. Гиллиам был категорически против, что стало причиной медийной войны между ним и продюсерами. Фильм в итоге вышел в изначальной версии, но хмурый антиутопический мир явно не соответствовал дате выхода — под Рождество. В итоге касса была отвратительной.
История успеха: Впрочем, это кино было отмечено критиками и профессионалами. К 1986 году количество хороших публикаций о нем возрастало, появились и первые серьёзные номинации на призы: две «Бафты», два «Оскара». Выиграть не удалось, но сам факт показателен.
Далее значение ленты только росло. Сейчас это общепризнанный шедевр кинематографической антиутопии, которым вдохновлялись Тим Бёртон, братья Коэны, Алекс Пройас и многие другие.
Донни Дарко — реж. Ричард Келли (2001)
История провала: Это сейчас «Донни Дарко» — классика американского независимого кино, а Ричард Келли — недооцененный гений, чьи проекты слишком многогранны и глубоки для примитивного киноязыка XXI века.
В 2001 году прокатчик, компания Newmarket films, всерьёз думала выпускать фильм сразу на носителях. В нём не видели коммерческого потенциала, фестивального тоже — на «Сандэнсе» ленту Ричарда Келли приняли очень холодно. Но тут в дело вмешался — кто бы вы думали? — Кристофер Нолан. После «Помни» он был на хорошем счету в компании, и ему удалось убедить продюсеров дать фильму хотя бы небольшое количество залов. Кстати, на сборы это не повлияло. Они были провальными.
История успеха: Снова на помощь пришло видео. «Донни Дарко» постепенно, но очень успешно становился популярнее. В 2004 году Ричард Келли выпускает режиссёрскую версию, более отчетливо отражающую изначальный авторский замысел. Это спровоцировало новое обсуждение, стало понятно, что новая версия открывает многие грани фильма.
Как часто бывает, нарастающий интерес к картине провоцировал интерес к отдельным её частям (и наоборот). Джейк Джилленхол к концу нулевых стал суперзвездой, а кавер Гари Джулса на Mad world — хитом осеннего уныния среди саундтреков.
Петр Волошин