Пока одни делают ставки на пляшущего Мадса Миккельсена, а другие – на «Коллектив», ведь нечасто документальное кино наступает на пятки художественному, мы вспомним всех претендентов на звание «Лучший фильм на иностранном языке» в 2021 году.
Жизнеутверждающий фильм-вакханалия с Мадсом Миккельсеном
Четыре рядовых преподавателя в датской школе решают провести псевдонаучный эксперимент, чтобы проверить, действительно ли ежедневное употребление алкоголя способно сделать их лучшими версиями самих себя. И хотя поначалу все идет хорошо: уверенность в себе растет с каждой промилле, а экзистенциальный ужас посещает все реже – со временем мальчишеский азарт, приходящий вместе с опьянением, не кажется героям «Еще по одной» очень уж привлекательным. Такой сюжет, казалось бы, должен неизбежно свести фильм к фарсу или морализаторству, но датскому режиссеру Томасу Винтербергу удалось избежать этого и снять мощную трагикомедию, меланхоличный тон которой олицетворяет саму жизнь.
Подростковая мелодрама о вечном
Буллинг и чрезмерно завышенные ожидания в школах – вот что, по мнению режиссера Дерека Цана из Китая, толкает подростков на чудовищные поступки. После того как одноклассница, не выдержав издевательств и загруженности учебой, совершает суицид, юная Чэнь становится следующей жертвой задир. На ее защиту встает беспризорник Сяо, между ними завязывается дружба, но в скором времени они совершают поступок, который разрушит планы Чэнь о светлом будущем.
Документальный фильм о коррупции в Румынии
Фильм Александра Нанэу повествует о расследовании спортивного журналиста Каталина Толонтана о многочисленных смертях в больницах Бухареста после пожара в клубе Colectiv в 2015 году. Его команда репортеров выяснила, что гибель выживших после трагедии была результатом неэффективного лечения: деньги налогоплательщиков шли в карманы чиновников, а не на закупку лекарств. Для кинематографа Румынии коррупция – тема частая, и в этом смысле Нанэу продолжает традицию фильмов «Смерть господина Лазареску» Кристи Пую и «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу. Только «Коллектив» производит гораздо более сильное впечатление как раз потому, что это документальное кино.
Миграционный кризис встречается с элитарной культурой
Беженец из Сирии по имени Сэм в надежде воссоединиться со своей возлюбленной соглашается на предложение скандального художника буквально стать материалом для его следующей работы: на его спине мастер сделает татуировку, и Сэм станет экспонатом, путешествующим по мировым галереям. Взамен он получит финансовую поддержку и помощь с оформлением документов. И без того жуткий сюжет «Человека, который продал свою кожу» из Туниса вызывает еще больший дискомфорт, если знаешь, что прототипами главных героев стали реальные люди: противоречивый художник Вим Дельвуа и его «произведение искусства» Тим. Дельвуа продал права на татуировку, сделанную на спине Тима арт-дилеру, и, согласно их сделке, после смерти мужчины кожа с его спины будет срезана и помещена под стекло.
Военная драма о резне в Сребренице
В основу фильма «Куда ты идешь, Аида?» легли реальные события середины 1990-х годов, когда на территории бывшей Югославии произошел крупнейший в Европе после Второй мировой войны геноцид. Главная героиня – переводчица при войсках ООН, которая старается по мере своих сил минимизировать количество жертв Армии Республики Сербской. В попытках спасти остальных Аида также вынуждена бороться за своего мужа и двух сыновей, ставших заложниками армии Ратко Младича. Картина Ясмилы Жбанич из Боснии говорит не только об ужасах войны и трудностях с принятием жизни после нее, но и том, что порой равнодушие и бюрократия оказываются равносильны геноциду.