По случаю выхода в российский прокат фильма «Ведьмы» Роберта Земекиса рассказываем о том, как менялось восприятие ведьмы на большом экране.
Ведьмы (1922)
Первые фильмы о ведьмах, как правило, основывались на различных исторических летописях и литературе. Сами колдуньи были представлены как седовласые уродливые старухи, носящие исключительно черную одежду. В своейполудокументальной картине «Ведьмы» датский режиссер Беньямин Кристенсен пытался максимально правдоподобно отразить не только образ ведуньи, но и все сумасшествие, которое творилось в обществе во время так называемой охоты на ведьм. При работе над фильмом режиссер изучил более 50 различных трудов, посвященных как оккультизму и ведовству, так и психологии.
В итоге именно в «Ведьмах» Кристенсена был представлен первый архетипический вариант колдуньи — рудиментарно злой женщины, летающей на старой метле, у которой всегда найдется чудо-зелье в котле и жертва Сатане. При этом сам дьявол выступал в образе настоящего красавчика.
Волшебник страны Оз (1939)
С годами образ ведьмы становился все более сказочным и все менее реальным. Так, экранизация «Волшебника страны Оз» не только превратила Джуди Гарленд в первого звездного ребенка, но и подарила кинематографу Злую ведьму Запада. У Теодоры была черная остроконечная шляпа и изумрудно-зеленая кожа. Несмотря на то, что ведьма в фильме была канонично злая, в нем нашлось место и для ее антипода в виде доброй волшебницы Глинды — красивой женщины в розовом платье, преследующей исключительно благие цели.
Я женился на ведьме (1942)
В культовой комедии Рене Клера «Я женился на ведьме»колдунья вовсе утратила большую часть присущей ей зловещести, превратившись в комичного и в целом приятного для зрителя персонажа. Главная героиня — Дженнифер, потомок салемских ведьм. Много лет назад она была казнена неким Джонатаном Вулли, который в наказание получил венец безбрачия. Волею случая в начале 1940-х годов духу Дженнифер удается освободиться. В итоге ведьма решает отомстить дальнему потомку Вулли по имени Уоллас, примерив на себя образ хрупкой и миловидной блондинки.
В мистической мелодраме «Колокол, книга и свеча» (1958) режиссер Ричард Куайн обратился к похожему образу. Его героиня — ведьма по имени Джиллиан Хоррой — вечно молодая блондинка с магнетическим взглядом, способным приворожить кого угодно.
Моя жена меня приворожила (1964-1972)
На фоне «второй волны» феминизма голливудские киностудии начали использовать образ колдуньи как олицетворение сильной и независимой женщины, способной не только влюбить в себя мужчину, но и помочь в решении его проблем. Так, героиня ситкома «Моя жена меня приворожила» Саманта использует свои способности, чтобы дать супругу возможность подняться по карьерной лестнице или расположить к себе клиентов. Она демонстративно отказывается от образа обычной домохозяйки, который ей упорно пытается навязать мужчина. В итоге ему остается лишь принять тот факт, что его жена — настоящая ведьма.
Суспирия (1977) и Ребенок Розмари (1968)
В начале 1970-х годов образ ведуньи в кино вновь получил мистическую и пугающую коннотацию. Во многом это связано с ростом интереса людей к оккультным наукам, в частности сатанизму. Так, в 1966 году была основана первая Церковь Сатаны ЛаВея, а три года спустя опубликована Сатанинская библия. Все это естественным образом отразилось на поп-культуре. Сначала вышел культовый хоррор Романа Полански «Ребенок Розмари», а затем «Суспирия» Дарио Ардженто. В обеих картинах образ колдуньи максимально близок к каноническому: она вновь поклоняется дьяволу, участвует в загадочных ритуалах и жертвоприношениях.
Иствикские ведьмы (1987) и Практическая магия (1998)
К концу XX века ведьмы вновь стали постоянными персонажами сказок, романтических комедий и фэнтези. Это могло быть связано с приходом «третьей волны» феминизма и постепенным снижением социальной тревожности вокруг оккультизма. Более того, с течением времени образ колдуньи стал более человечным: у нее наконец появились свои личные внутренние драмы и проблемы. Так, в комедии «Иствикские ведьмы» Джорджа Миллера главные героини отчаянно мечтают найти мужчину своей мечты. Тем же заняты сестры Оуэнс из мистической мелодрамы «Практическая магия». Конечно, без магических штучек тут не обходится, но в фильмах они используются скорее как двигатели основного сюжета и не выходят на первый план.
Для более юной аудитории использовался образ ведьмы-тинейджера, которая пытается справиться с проблемами в школе: «Сабрина — маленькая ведьма» (1996-2003) и «Колдовство» (1996).
Гарри Поттер (2001-2011)
Британской писательнице Джоан Роулинг удалось создать свой собственный волшебный мир, полный колдунов и волшебников — добрых и злых. И несмотря на то, что идея ведьмовской школы в кинематографе к тому моменту была уже не нова, именно Роулинг удалось вывести ее на уровень массовой культуры. В «поттериане» ведьмы, по тенденциям XX века, трогательны и человечны, они умеют как любить, так и ненавидеть. А порой даже жертвуют собой ради спасения родных и близких. И все же, им не чужды атрибуты предков — метлы, котлы, остроконечные шляпы, мантии и ритуалы.
Игра престолов (2011-2019)
В XXI веке ведьмы все так же остаются человечными, но их образ стал немного мрачнее. Так, красная жрица Мелисандра из «Игры престолов» уже с первых минут своего появления в сериале не внушала доверия. Героиня долгое время оставалась загадкой для зрителей, она всегда держалась особняком, отказываясь занимать какую-либоиз сторон конфликта. Впрочем, именно Мелисандраспасла жизнь Джона Сноу и существенно помогла в финальных битвах с армией мертвецов.
Ведьма (2015)
В независимом хорроре «Ведьма» Роберта Эггерса у ведьмовства скорее метафорическое значение. Примечательно, что действие картины разворачивается в далеком прошлом, а главная героиня живет в семье пуритан. Девушка по имени Томасин находится в самом расцвете своего пубертата, когда расписывается в книге Дьявола и превращается в настоящую колдунью — женщину, полную сил, мудрости и сексуальной энергии. Сакральность процесса трансформации подчеркивается красивой обнаженной сценой в финале картины.
Ольга Смолина