По поводу женских персонажей в кино идут бесконечные споры: недостаточно правдоподобные, плохо прописанные, чересчур шаблонные. Но подобно тому, как комета пролетает над Землей раз в несколько лет, так и мы наблюдаем за вспышками ярких киногероинь в самых разных жанрах, чей свет не собирается угасать. Они вдохновляют, влюбляют в себя и превращаются в икон. И вот мы уже тоже не прочь сразиться с инопланетянином, пострадать по своему мужчине мечты и вообразить себя в Нью-Йорке 70-х. В этот день мы предлагаем вам вспомнить наиболее знаковые женские образы, которые оставили свой след в кино.
Лара Крофт – боевик
Когда мы вспоминаем о боевиках 2000-х, на ум моментально приходит Анджелина Джоли, которая воплощает в себе главную звезду этого жанра. И хотя многие ее роли могли войти в этот список, Лара Крофт определенно является самым культовым персонажем в фильмографии актрисы. Основанная на популярной видеоигре героиня — археолог и исследователь — использует свой интеллект против беспощадных врагов, заставляя всех с восхищением смотреть на ее подвиги. Несмотря на некоторую критику, связанную с сексуализацией персонажа в этих фильмах, нельзя отрицать, что в свое время именно Лара Крофт открыла прочно запертые двери для будущих женских ролей в боевиках.
Принцесса Лея – фантастика
Кэрри Фишер ощутила на себе настоящий груз ответственности и давления из-за невообразимой популярности ее героини в «Звездных войнах». С самого начала, когда девушка только сталкивается с Дартом Вейдером, она демонстрирует свой дерзкий и сильный характер, который будет определять ее и в последующих эпизодах. Она снова и снова спасает галактику вместе с другими героями, возглавляет Альянс повстанцев, становится уважаемым генералом. Эта космическая героиня была не просто красивой девушкой в металлическом бикини и с забавной прической, а стала феминистской иконой 1970-х. В конце концов, Лея – это та самая принцесса, которую все мы с вами заслужили.
Китнисс Эвердин – антиутопия
Девушка, которая рискнула собственной жизнью ради младшей сестры, стала определяющей героиней своего десятилетия. Благодаря таланту и харизме Дженнифер Лоуренс персонаж из популярной книги ожил на наших глазах и воплотил в себе тот самый образ сойки-пересмешницы, которая повела за собой всю страну, так нуждавшуюся в стойком лидере. Китнисс перехитрила всю властвующую верхушку и превратилась в непоколебимый символ революции. Можно с уверенностью сказать, что она сама – не что иное, как выражение свободы и независимости в мире антиутопии.
Гермиона Грейнджер – семейное кино
Где бы оказались Гарри Поттер и Рон Уизли без своей верной подруги? Вероятно, остались бы где-нибудь в Тайной комнате или застряли бы в Азкабане. Гермиона – самый способный и трудолюбивый ребенок в классе, ставший образцом для подражания для миллионов девочек по всему миру. Благодаря ее образу, который сопровождал многих с самого детства, интересоваться наукой и усердно учиться перестало быть чем-то аутсайдерским. Но Грейнджер – это не только про толстые книги и исписанные лекциями тетради. В течение восьми фильмов о Гарри Поттере умнейшая девочка Хогвартса в исполнении Эммы Уотсон не единожды показала себя еще и как смелая волшебница, ранимая девушка и лучший друг.
Кларисса Старлинг – триллер
Кларисса Старлинг – икона для каждой девушки, которая считала себя недостаточно хорошей. Она представляет собой новый тип героини, которая, в отличие от типичных кинодевушек, сталкивающихся с маньяками, берет все в свои руки и расследует загадочные убийства. «Молчание ягнят» переворачивает устоявшие жанровые каноны и в центр истории помещает женщину. Героиня Джоди Фостер в течение всей картины пробивается через систему, в которой доминируют мужчины, не воспринимающие ее всерьез. Но, вопреки давлению общественности и оценочным суждениям в ее сторону, лишь она способна найти ключ к разгадке и спасти другую молодую девушку, что и делает ее одной из самых знаковых фигур в истории кинематографа.
Эллен Рипли – хоррор
Эллен Рипли занимает первое место во многих списках женских персонажей в кино. Ее часто считают не только величайшей героиней хорроров, но также и женских боевиков. До того, как в 1979 году была выпущена первая часть «Чужого», роль женщины во главе научно-фантастического фильма была неслыханной. Интересно, что персонаж Сигурни Уивер был прописан без уклона на устоявшиеся архетипы: она не «девушка в беде» и не «возлюбленная главного героя», которых мы привыкли видеть в рамках данного жанра. Отказываясь быть жертвой, Рипли на протяжении всей франшизы пережила все испытания и невзгоды в космическом пространстве и осталась для зрителей тем самым персонажем, на которого хочется быть похожим.
Бриджит Джонс – романтическая комедия
Хотя этот персонаж является детищем одноименной книги Хелен Филдинг, впервые мы встретили и по-настоящему прониклись лондонской девушкой в исполнении Рене Зеллвегер в 2001 году. Бриджит разбиралась со своими отношениями и работой на протяжении трех фильмов, прежде чем выйти замуж за Марка Дарси. Героиня из классического ромкома приобрела независимую символическую жизнь за пределами экрана и стала олицетворением одиноких женщин в большом городе, которые пытаются разгребать хаос в своей повседневности. Джонс не является супергероиней в привычном смысле этого слова. Она неидеальная и абсолютно человечная, с узнаваемыми проблемами, благодаря чему зрительницы могли соотнести себя с ней и понять, что не обязательно быть совершенной, чтобы стать счастливой.
Кэрри Брэдшоу – телесериал
До того, как начали снимать «Секс в большом городе», на телевидении было практически невозможно встретить открытых разговоров о сексе без какого-либо стыда или насмешки. Откровенное шоу стало глотком свежего воздуха, а четыре героини сразу же покорили сердца своих фанатов. Однако центральной частью сериала всегда была история Кэрри Брэдшоу. Ее исследование города с помощью колонки в газете, череда свиданий, тяжелый выбор туфель и мучительные отношения держали проект на HBO в течение шести сезонов и породили два полнометражных фильма. Женщина с вьющимися волосами и яркими нарядами стала неизменной частью культуры 90-х и, вероятно, все еще является одной из самых цитируемых героинь в кино.
Холли Голайтли – мелодрама
Чудная тусовщица, живущая за счет богатых кавалеров, Холли Голайтли – знаковая роль Одри Хепберн, которая, по признанию самой актрисы, стала для нее одной из самых сложных работ в кино. Несмотря на то, что фильм Блейка Эдвардса достаточно отличается от книги Трумена Капоте, оба произведения стали особым культурным кодом Америки, а изображение Голайтли на экране считается довольно смелым для своего времени. Маленькое черное платье, жемчуг, большие солнцезащитные очки. Картина 1961 года, отодвинув сюжет новеллы на второй план, в первую очередь стала символом нью-йоркского шика и женственности. Целое поколение людей отождествляло себя с меланхолией героини, скрытой под ее гламурным внешним видом, а сама Хепберн стала прообразом американской принцессы ХХ столетия.
Энни Холл – трагикомедия
Фильм Вуди Аллена познакомил нас не только с невротичным героем, пытающимся разобраться со своими отношениями, но и с очаровательной андрогинной эстетикой его спутницы. Энни Холл превратила огромные шляпы, брюки цвета хаки, жилеты и галстуки в самое большое модное увлечение 1977 года. Интересно, что персонаж основан на самой актрисе: ее настоящее имя – Дайан Холл, а большинство нарядов в фильме были из ее собственного гардероба. Над костюмами героини работали Рут Морли и Ральф Лорен, которые помогли актрисе выразить свой собственный стиль и позволить ей сделать традиционно мужскую одежду must-wear для женщин. После последующей популярности фильма Китон в образе Энни Холл стала своеобразным идолом для интеллектуалок, разрушившим всяческие барьеры между мужской и женской одеждой и провозгласившим равенство и индивидуальность.