В 2017 году на свет появился, а точнее сказать, стремительно ворвался на платформу Hulu сериал-дистопия «Рассказ служанки». Сюжет изначально основан на одноименном романе 1985 года писательницы Маргарет Этвуд, и повествуется в нем история служанки Джун Осборн в тоталитарном государстве Галаад. Там порабощают фертильных женщин, чтобы производить на свет детей и передавать их состоятельным парам. Без лишней скромности шоу вызвало резонанс в обществе, особенно американском, где выход сериала совпал с началом правления Трампа и набирающим обороты движением #MeToo. Да и критики по достоинству оценили проект: в сумме сериал за первый сезон получил 8 статуэток «Эмми».
Третий сезон заканчивается тем, что раненая Джун (Элизабет Мосс) с улыбкой смотрит, как самолет с 86 детьми и 9 марфами улетает в Канаду. Остальные служанки-последовательницы Джун подбегают на помощь и коллективно уносят ее подальше от опасности. В Торонто у Серены (Ивонн Страховски) отбирают малышку Николь и арестовывают миссис Уотерфорд за все ее бесчеловечные деяния в Галааде. Люк (О. Т. Фагбенли), муж Джун, не находит среди спасшихся детей дочку Ханну.
Почти два года после финала третьего сезона (потому что коронавирус решил помучать всех сериальных фанатов) мы продолжаем с того места, на котором остановились. С первых же минут зрителей приветствует свойственная шоу ретромузыка и замедленная драматичная съемка. Джун, безусловно, так и остается эпицентром событий со знакомым нам рвением восстановить справедливость в мире. Даже если героиня и дает слабину в начале, то совсем ненадолго. Она вместе с остальными служанками укрывается от охранительных сил Галаада. Тут же мы получаем и весточку из Канады, где Серена (или Яснорада) и Фред (Джозеф Файнс) не могут решить между собой, кто из них плохой, а кто еще хуже.
Вообще стоит ожидать того, что в 4 сезоне сюжетный фокус расширится, так как половина героев перебралась в Канаду. И в Торонто, помимо Фреда и Серены, мы воссоединимся с Мойрой (Самира Уайли) и Эмили (Алексис Бледел), которые продолжают дело Джун на безопасной территории. Прибывшая на спасительном самолете марфа Рита (Аманда Бругел) пытается свыкнуться с новообретенной свободой, но сталкивается с ожидаемыми трудностями. Более того, поднимается важная тема адаптации прилетевших в Канаду детей к новой реальности, ведь, по сути, их забрали из родных домов и единственной знакомой среды. Надежды Люка на воссоединение с семьей становятся все слабее, и он уже не может рационально объяснить для себя рвение Джун остаться в Галааде.
Но если героям в Канаде бывает непросто, то это не сравнится с испытаниями по выживанию служанок в Галааде. Для Джун важным будет знакомство с новой героиней — миссис Кейс (Маккенна Грейс), совсем молодой женой командора. Девочка напомнит служанке, от какой судьбы так стремится она спасти дочь Ханну. В Галааде жизнь не сладка ни для кого, разве что для мужчин на верхушке власти, к которым уже и безжалостная Лидия (Энн Дауд) испытывает видимое отвращение. И даже герои мужского пола, которых мы считаем положительными в истории (например, Лоуренс и Ник), не сильно рвутся предпринимать решительные действия. Мысли и реальные намерения Ника (Макс Мингелла) вообще таятся за семью печатями, да он и сам до собственной истины никак не доберется. В одной из сцен герой сидит в дорогом кабинете с Лоуренсом (Брэдли Уитфорд) и искренне заявляет, что хочет «сохранить жизнь Джун», но это желание делает все его поступки пока что немного эгоистичными и незаслуживающими большого восхищения.
Сюжет развивается в размеренном темпе и не нужно ожидать, что через одну серию все встанет на желаемые места. Но не спешите объявлять небыстрое раскрытие истории изъяном сериала. Наоборот, такой темп дает время поставить ряд важных вопросов о судьбе героев. Сможет ли Джун не потерять себя в погоне за местью? Есть ли у Лидии сожаления по поводу созданного режима в Галааде? На чьей стороне все-таки Ник? Будет ли совершено над Сереной и Фредом правосудие? Удастся ли спасти Ханну? Выпуск сразу трех премьерных эпизодов делает осознанную ставку на то, что именно после суммарного просмотра выстроится траектория четвертого сезона. И тут важно отметить третий эпизод, режиссером которого выступила не кто иная, как главная актриса сериала Элизабет Мосс. Именно эта серия задаст и стилистический, и сюжетный тон новому сезону.
Самое серьезное опасение пока что заключается в сольном рвении Джун действительно сделать переворот в устоявшейся системе. Мы можем критиковать ее поступки, однако границы правильного и неправильного в рамках Галаада давно стерты. Правда, стоит отметить, что жажда мести героини наполнена категоричностью, и цель не всегда оправдывает жестокие средства. Конечно, за нее горой стоят служанки, но ни политические власти Канады, ни здравомыслящие представители влиятельного класса Галаада в лице Ника и Лоуренса не выражают рвение что-то изменить. Однако надежда есть всегда, особенно на перспективный и более тесный союз Джун и Джанин (Мадлен Брюэр): динамика их отношений всегда была одной из самых сильных сюжетных и эмоциональных сторон сериала.
Четвертый сезон стартует размеренно, но уверенно и дает почву для развития практически каждому герою и новым сюжетным аркам. Третий эпизод однозначно пошлет некий привет в прошлое со знакомыми нам и еще более изощрёнными формами насилия Галаада и сделает превью в интересное будущее сериала, а оно определенно будет (проект уже продлили на пятый сезон). Главное, чтобы сериал поскорее вырвался из знакомого и начал постигать неизведанное.