Мы становимся свидетелями съёмок очень дорогого реалити-шоу «Выживший». Участники проекта отправляются в крайне дикие места Алтая, где на сто километров вокруг нет ни одного населённого пункта. В диких условиях конкурсантам нужно будет выжить, выполняя сложнейшие задания. Участники разделятся на две команды и регулярно, как всегда в подобных шоу, будут удалять самого слабого участника с помощью голосования. Для большего медийного хайпа к командам, составленным из обычных поварих, предпринимателей, пенсионеров и фотографов, присоединяются две реальные знаменитости – Александра Бортич и Алексей Чадов. Но что-то пойдёт не так, и шоу превратится в настоящую битву за выживание.
Достаточно амбициозный и дорогой проект ТНТ сразу впечатляет масштабом съёмок. Карен Оганесян – опытный постановщик, а выбранная местность для съёмок, кстати, не Сибирь, а Абхазия, впечатляет. Но эффект от внешней крутизны сериала быстро разбавляется недоумением от некоторой размытости общего концепта. Кино о якобы реалити-шоу снято не в первый, и не в последний раз, но некоторая установка на псевдодокументализм фильма рассеивается уже по ходу первой серии, чтобы полностью перейти в художественность во второй.
Несколько удивляет тогда наличие в этой абсолютно художественной истории наличие двух реальных людей. При этом Чадова можно по крайней мере похвалить за чувство юмора, ведь он играет себя уровня желтых передовиц – заносчивую и самовлюблённую звезду. Сюжетная роль Александры Бортич вовсе не ясна, в первых сериях она просто сидит и всем своим видом символизирует человечность и простоту. Возможно, роль приглашённых звёзд раскроется в дальнейших сериях.
Но если немотивированность наличия в фильме звёзд в расширенных камео хотя бы оправдывается удачным кастингом (Игорь Верник хорош в роли Игоря Верника, но его совсем мало), то что компенсирует сценарные огрехи? Мотивация многих персонажей неясна, а некоторые сюжетные ходы случаются просто, потому что случаются, скажем, в фильме есть абсолютно круто поставленная драка, почти ответ сцене в бане из «Порока на экспорт», но её сюжетная обоснованность комична. Впрочем, докрутить мотивировки и раскрыть персонажей авторы сериала смогут в дальнейших сериях, с самого же начала в фильме очень смущают диалоги. Герои то пытаются говорить крайне сложно и загадочно, то отпускают банальные и шаблонные реплики как из любительского кино.
Самый главный вопрос – насколько жёсткой в итоге выйдет общая интонация сериала. Теглайн фильма заранее проговаривает, что это «Не для слабонервных», а заявленное время выхода в 22.00 многое говорит. Проблема в том, что сначала сериал никак эту самую жесть не проявляет, первые две серии не предлагают ничего такого, от чего захотелось бы отвернуться от телеэкрана, чтобы в конце второй разразиться крайне жестокой сценой (ключевое слово - рога). При этом она вызывает не некий вау-эффект, а желание помыться в тазике с марганцовкой. Всё-таки, насилие – очень сложный приём, работать с которым нужно аккуратно. Сохранится ли такой уровень насилия – вопрос формообразующий по отношению к зрителю.
Создаётся впечатление, что «Игра на выживание» – очередная попытка ТНТ расширить свой жанровый диапазон. Если «Звоните Ди Каприо» или «Домашний арест» были в большей степени авторским кино и драмой, чем телевизионной комедией, то «Игра на выживание» – это игра в серьёзный хоррор про выживание. Отсюда следует вывод, что целевой аудиторией фильма являются не столько те, кто смотрит ТНТ в прайм-тайм, а те, кто любят совсем другое, более суровое кино.
«Игра на выживание» стартует 31 августа в 22:00 на ТНТ и на видеоплатформе Premier
Пётр Волошин