«Не время умирать» станет последним появлением Дэниела Крейга в роли Джеймса Бонда. Спустя 15 лет и пять фильмов актер прощается с бондианой, а Киноафиша вспоминает его роли, едва различимые в отбрасываемой легендарным агентом 007 тени.
«Елизавета» (1998)
Как и положено большому в будущем актеру, свою экранную карьеру Крэйг начинал на телевидении (работы в театре мы выносим за скобки): первой ролью значится некто Джордж Стоуксэй в мини-сериале «Англо-саксонские отношения» по роману Энгуса Уилсона. За ней последовали еще несколько, в основном в качестве приглашенного актера и несколько не вполне удавшихся ролей на большом экране (см. драму о любовном треугольнике «Одержимость» и историческую мелодраму «Любовь и ярость»). Впрочем, не удались они исключительно из-за невнятной постановки.
Первой пусть и небольшой, но запоминающейся ролью в кино для Крэйга стала роль убийцы королевы Елизаветы I — монаха-иезуита Джона Балларда. Убийцы, разумеется, неудачливого. Королева-девственница продолжила править Соединенным Королевством, несмотря на гнусные заговоры католиков, а вот самому Балларду повезло меньше.
«Любовь — это дьявол. Штрихи к портрету Ф. Бэкона» (1998)
А вот Джорджу Дайеру, персонажу Крэйга в фильме Джона Мэйбери, повезло куда больше. Забравшись как-то в дом знаменитого художника Фрэнсиса Бэкона (того, что написал портрет Люсьена Фрейда, а не «Новый Органон»), он обрел нечто более ценное, чем ожидал, став музой и любовником мастера с типично богемным, тяжелым и непостоянным характером. Удачу фильм принес и самому Крэйгу, который замечательно смотрелся в дуэте с уже заслуженным британским актером Дереком Джекоби и даже удостоился нескольких небольших наград. Кроме того, фильм попал в программу «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля.
«В июле 1916: Битва на Сомме» (1999)
Следующей ролью Крэйга стал сержант армии Ее Величества времен Первой мировой войны Телфорд Уинтер, на пару с робким лейтенантом командующий взводом, полным едва окончивших школу солдат. В оригинале фильм называется просто The Trench, то есть «Траншеи», где и происходят все действия. Эта камерность в союзе с единством времени — в фильме описываются только 48 часов перед битвой — помогает достичь почти театральной интимности, и Крэйг в этих обстоятельствах просто прекрасен. Чрезвычайно точная и мощная роль. К слову, роли юных солдат сыграло множество многообещающих британских актеров. Среди них Бен Уишоу, Киллиан Мерфи и Джеймс Д’Арси.
«Голоса» (2000)
Крэйг, будто предчувствуя будущие обвинения поклонников бондианы в невыразительности, эмоциональной скупости и ограниченности диапазона, удивлял в каждом новом фильме, всё время меняя амплуа. Так в «Голосах» он сыграл эксцентричного шизофреника Рэя. Фильм рассказывает о его отношениях с братом, который о нем заботится, и девушкой Лорой, с которой у него завязываются отношения. Впрочем, самое интересное начинается, когда Рэй перестает принимать лекарства и погружается в свой собственный мир.
К слову, и этот фильм попал в Канны. На этот раз в двухнедельник режиссеров.
«Проклятый путь» (2001)
В примечательном примере неонуара Сэма Мендеса Крэйг сыграл Коннора Руни, типичного «плохого парня», сына босса ирландской мафии в исполнении великого Пола Ньюмана. Неуравновешенный Коннор завидует близости своего отца с одним из его подручных Майклом Салливаном (Том Хэнкс) и подставляет его. Типичные гангстерские разборки замечательно сочетаются с линией семейной, а истеричный и бесхребетный Крэйг, вызывающий отвращение, чрезвычайно убедителен.
«На десять минут старше: виолончель» (2002)
В короткометражке Майкла Рэдфорда («Венецианский купец»), вошедшей в знаменитый киноальманах, Крэйг сыграл астронавта Сесила Томаса, из-за временной петли вернувшегося на безвозвратно изменившуюся Землю к уже постаревшему сыну. Прото-Интерстеллар.
«Сильвия» (2003)
Одна из редких биографических ролей в карьере Крэйга, сыгравшего английского поэта второй половины XX века Теда Хьюза, который, кроме своих стихов, был известен еще и скандальным браком с американской поэтессой Сильвией Плат, окончившимся печально — в 1965 году она покончила жизнь самоубийством, как и будущая жена Хьюза Ася Уэвилл. Нервная драма о двух темпераментных и талантливых эгоцентриках с точными актерскими работами, запомнившаяся, однако, разве что непривычно темными волосами Дэниела Крэйга.
«Терпеливая любовь» (2004)
В экранизации одноименного романа современного классика английской прозы Иэна Макьюэна Крэйг сыграл роль научного журналиста Джо Роуза, жизнь которого меняется после инцидента в парке. Обедая как-то раз с женой за городом, Джо становится свидетелем несчастного случая. Воздушный шар отрывается от земли с мальчиком на борту. Джо и еще несколько мужчин хватаются за веревку и пытаются его удержать, но им это не удается. Все, кроме одного спасателя, остаются невредимы, однако последний разбивается на смерть.
Это меняет жизнь Джо и обостряет конфликт в отношениях с его девушкой Клэр и, кроме того, вводит в его жизнь страдающего эротоманией Джеда — другого спасателя, — проникнувшегося к нему чувством. Фильм вполне точно передает ненадежное, пошатнувшееся чувство реальности, свойственное произведениям Макьюэна, другой роман которого — «Искупление» — был экранизирован тремя годами позже.
«Слоеный торт» (2004)
Отметился Крэйг и в жанре стильного криминального британского боевика с непременными атрибутами жанра. Закадровым голосом главного героя, неотступно сопровождающим его во всех бессловесных сценах, в которых он с суровым видом идет по улице; пожилым боссом со своей версией теории морального релятивизма, который излагает ее при всяком удобном случае; роковой красоткой, которая добавляет герою хлопот, и, конечно, партией наркотиков, которая куда-то делась.
Впрочем, Крэйг в этой своей роли вполне убедителен, как и Мэттью Вон («Пипец», Kingsman), дебютировавший в качестве режиссера.
«Вызов» (2008)
Неожиданной в фильмографии актера видится роль белорусского партизана Тувьи Бельского, сколотившего с братьями с простыми белорусскими именами Асаэль, Зусь и Арон грозный отряд, борющийся с нацистами. Прямолинейный фильм от мастера жанра исторического боевика Эдварда Цвика («Слава», «Последний самурай») с Ливом Шрайбером, Миа Васиковской, Джорджем МакКэем и Джейми Беллом в остальных ролях кажется незамеченным вполне заслуженно, не выделяясь из ряда фильмов о героическом освобождении.
«Звездные войны: Пробуждение силы» (2015)
И напоследок нечто вроде bonus track. Звездная и, возможно, самая недооцененная роль в карьере Крейга — FN-1824, тот самый штурмовик из седьмого эпизода «Звездных войн», что охранял начинающего джедая Джейд, был ею зачарован, отдал свой бластер, а с ним, вероятно, и свою карьеру в Первом ордене. Крэйг поначалу отказывался признавать свое скромное участие, но в интервью Стивену Кольберу наконец признался в содеянном.