Кино — коллективное искусство, что не мешает многим совмещать несколько ролей на съёмочной площадке или при постпродакшн. Есть режиссёры, самостоятельно монтирующие фильмы (недавний «Лицо со шрамом» Транка), кто-то (Родригес, Карпентер, Иствуд) пишет музыку к своим картинам, а совмещение ролей режиссёра и сценариста — чуть ли не обязательный элемент авторского кино.
Частое совместительство в киноиндустрии — актёры, ставшие режиссёрами. В некоторых случаях они параллельно играют в фильме, иногда — остаются по ту сторону камеры. Существует множество удачных примеров такого совмещения, но в данной подборке мы обратим внимание не на признанных режиссёров, пришедших из актёрской профессии, таких как Мэл Гибсон или тот же Иствуд, а на звёздных актёров, которые находятся в начале своей режиссёрской карьеры.
Райан Гослинг
Канадский актёр очень старается создать медийный образ самого замечательного парня, но есть мнение, что он не такой уж душка и как минимум обладает специфическим мрачноватым чувством юмора. Это проявляется в некоторых интервью, песнях группы Dead Man’s Bones, где Гослинг давно играет, и, конечно, в его дебютном фильме «Как поймать монстра». В этой странноватой истории про вымирающий город на сцене загородного кабака симулируются кровавые убийства, лысый Мэтт Смит требует, чтобы все смотрели на его мускулы, а Сирша Ронан играет девочку по имени Крыса, которая разводит (вы удивитесь) крыс, сам режиссёр остаётся за кадром.
В этом фильме Гослинг, кажется, успевает передать привет всем своим киношным авторитетам. Картина подражает одновременно и Малику, и Гаспару Ноэ (Гослинг даже выписал себе его штатного оператора Бенуа Деби), и Рёфну, с которым актёр работал дважды незадолго до съёмок Lost River, и Линчу, и Караксу. В итоге получилось дико сумбурное и вторичное кино, не лишённое, впрочем, некоего шизоидного обаяния. Опять же, все формальные признаки кино на месте: атмосферный саундтрек, занятные актёрские работы, красивый кадр — если чувство юмора зрителя соотносится с чувством юмора режиссёра, то фильм может даже понравиться.
Брэдли Купер
Партнёр Гослинга по фильму «Место под соснами» Брэдли Купер для режиссёрского дебюта выбрал куда более конвенциональный материал — очередной ремейк мюзикла ещё 30-х годов про целеустремлённую и талантливую молодую звезду и её любовь с уходящим в тираж и сильно пьющим артистом. Последнего Купер сыграл сам (актёр настолько убедителен в роли спивающейся звезды, что иногда за него тревожно), а на главную роль взял Леди Гагу.
Пожалуй, самым сильным местом этой вполне типичной мелодрамы являются музыкальные номера, которые тематические каналы уже давно включили в ротацию. Фильм «Звезда родилась» получил хорошую кассу, немало призов (в том числе «Оскар» за лучшую песню и ещё семь номинаций), а Леди Гага приобрела несколько новых хитов в дискографию и незаслуженный статус разлучницы от российского Инстаграма.
Джон Красински
Американец более всего известен как комедийный актёр (особенно за сериал «Офис»), но его режиссёрская фильмография насчитывает уже четыре фильма. Первые два — «Короткие интервью с подонками» 2009 года и «Холлеры» 2015 года — прошли не замеченными ни критиками, ни простыми зрителями. Настоящим успехом стал хоррор «Тихое место», вышедший в 2018 году. Красински не только поставил этот фильм, но ещё дорабатывал его сценарий и снялся в одной из главных ролей (его жену сыграла Эмили Блант — в реальной жизни они также женаты). Фильм получил очень хорошие отзывы и собрал выдающуюся кассу. В марте 2020 года должен был выйти сиквел — Красински снова занял режиссёрский пост, Эмили Блант снова сыграет главную роль, к касту присоединились Джимон Хонсу и Киллиан Мёрфи.
К сожалению, пандемия закрыла кинотеатры по всему миру, выход картины был отложен. Сейчас Paramount планирует выпустить сиквел в сентябре этого года. Будем надеяться, что так и будет.
Пол Дано
Американский актёр сделал выдающуюся карьеру в авторском кино, в его фильмографии есть работы с такими мастерами, как Ричард Линклейтер, Пол Томас Андерсон, Дени Вильнёв, Пон Чжун Хо и Паоло Соррентино. Общаясь с лучшими, сам становишься лучше: режиссёрский дебют актёра «Дикая жизнь» хорошо был принят на «Сандэнсе» и в Каннах, а позже стал лучшим фильмом на кинофестивале в Турине.
И критики, и зрители в целом сошлись, что «Дикая жизнь» — трогательная и очень грустная история разрушающейся семьи, в которой отличные роли сыграли Джейк Джилленхол, Кэри Маллиган и Эд Оксенбульд. С удовольствием ждём новых режиссёрских работ Дано, но есть мнение, что после роли Загадочника в новом «Бэтмене» Мэтта Ривза студии не дадут ему сосредоточиться на режиссёрской карьере.
Джона Хилл
Американский актёр начал с музыкальных видео. Стоит вспомнить по-хорошему стрёмный клип Дэнни Брауна Ain’t it funny, снятый Хиллом: в клипе литры кетчупной крови, чёрный юмор и Гас Ван Сент. Казалось, после таких опытов и полный метр Хилла должен быть таким же, как его клипы и многие актёрские работы — избыточным, абсурдным, с матом и шутками про мамку. Удивительно, но презентованный на кинофестивале в Торонто фильм «Середина 90-х» вышел пронзительной, ностальгической историей про взросление, дружбу, скейты и Калифорнию. Впрочем, одна шутка про мамку там всё-таки есть.
Отдельного упоминания заслуживает саундтрек, в котором удивительным образом органично соединились Морисси, Cypress Hill, Трент Резнор, Филипп Гласс и многие другие.
Анджелина Джоли
Самая опытная участница нашего списка. В её полнометражной фильмографии целых пять пунктов. Начинается её режиссёрский опыт в 2007 году с экспериментальной документалки «Место во времени», в которой Джоли пытается поднять тему различий и общностей между разными классами и народами. Режиссёрская карьера Джоли напрямую связана с её активной гражданской позицией, это подтверждают последующие игровые фильмы: «В краю крови и мёда» — романтическая история на фоне войны на Балканах в 90-х годах; «Несломленный» — вдохновляющий байопик про борьбу с природой, собой и людьми; «Сначала они убили моего отца» — жуткая история про детство при правлении «красных кхмеров».
Несколько выбивается из этой фильмографии мелодрама «Лазурный берег», снова реализовавшая на экране семейный дуэт Brangelinа. Фильм не снискал успеха и вышел довольно утомительной мелодрамой с красивыми видами. Видимо, обличать пороки общества у Анджелины Джоли выходит лучше.
Эдвард Нортон
Некоторые не очень внимательные источники после выхода «Сиротского Бруклина» в конце 2019 года начали хвалить Эдварда Нортона за удачный режиссёрский дебют. Фильм действительно достаточно хорош, как и его актёрский состав, но для Нортона это не первый опыт в роли постановщика. В 2000 году вышла мелодрама «Сохраняя веру» — настоящий его дебют как режиссёра.
Сюжета фильма основан на любовном треугольнике: два священнослужителя, раввин Джейк (Бен Стиллер) и католический священник Брайан (Эдвард Нортон), сражаются за внимание их подруги детства Анны (Дженна Эльфман). Достаточно банальный сюжет здесь докручен с помощью остроумных высказываний по поводу веры, любви и религии, хороших актёрских работ и колоритного Нью-Йорка в кадре. Сразу видно, что Нортон — очень нью-йоркский режиссёр, в «Сиротском Бруклине» этот город также становится полноценным героем истории.
Джаред Лето
Ещё один многостаночник от искусств, построивший одинаково успешную карьеру и как актёр, и как музыкант. Есть у него и режиссёрский опыт: также как Джоли, Лето попробовал себя в режиссуре неигрового кино. По сути, «Артефакт» 2012 года — это история про муки творчества при записи рок-альбома, рассказанная изнутри. Особое место в фильме занимает судебный иск компании EMI к группе братьев Лето 30 seconds to Mars на 30 миллионов.
«Артефакт» получился довольно колоритной документалкой, некоторое самолюбование Лето имеет место быть, но фильм и заинтересует в первую очередь целевую аудиторию актёра-певца. Также в нем показаны многие другие важные фигуры западной музыки: Честер Беннингтон, Матисьяху, Flood, Серж Танкян, Брэндон Бойд из Incubus и так далее.
Александр Горчилин
Отечественные актёры также осваивают режиссёрскую профессию. Наверняка у артистов «Гоголь-центра» есть чему поучиться у их руководителя Кирилла Серебренникова, но пока свой полнометражный фильм выпустил только Александр Горчилин, в кино известный по «Лету» и «Да и Да».
В фильме «Кислота» Горчилин остался за кадром, главные роли сыграли его коллега по «Гоголь-центру» Филипп Авдеев и Александр Кузнецов (коллега по «Лету» Серебренникова). Остроумная, пускай и мрачная драма про миллениалов и их неумение жить, по мнению некоторых критиков, стала одним из заметных событий российской киноиндустрии последних лет. Возможно, подобное поколенческое кино со временем ждёт ещё больший успех.
Данила Козловский
Козловский скорее пошёл по пути Брэдли Купера, выбрав для режиссёрского дебюта откровенно жанровое кино — спортивную драму про футбол. С жанровым кино может даже и сложнее — его критерии оценивания чётче и понятнее, а вот скатиться в банальность очень просто. Несмотря на определенный зрительский скепсис перед выходом (фильм казался лишь частью пиар-кампании ЧМ-2018), «Тренер» скорее получился. Это совсем не оригинальный, но умело сделанный спортивный фильм — как и все удачные спортивные фильмы, он не столько про спорт, сколько про характеры людей. Козловский сыграл главную роль и закрыл важный для себя гештальт: сняться в роли футбольного тренера было его мечтой.
«Тренер» — не единственный режиссёрский опыт Козловского, видимо, он всерьёз думает окунуться в новое для себя дело. В этом году должны выйти ещё две его работы: с одной стороны, Данила замахнулся на свой фильм про аварию на Чернобыльской АЭС — «Чернобыль: Бездна» должен выйти в октябре. Создателей фильма, конечно, ждёт сравнение со сверхуспешным сериалом Мейзина–Ренка, так что планка взята очень высокая. Второй фильм — фэнтези «Карамора» (премьера 19 ноября), про альтернативную Россию начала XX века. В обеих лентах Козловский совмещает главную роль с режиссёрским постом. Видно, что амбиций ему не занимать: кажется, после негласного титула самого популярного актёра в России он хочет добиться и режиссёрской славы.
Пётр Волошин