Шестого июля неофициально празднуется Всемирный день поцелуя. Идея появилась в XIX веке, когда граждане Великобритании решили, что такое интимное действие необходимо чествовать по-особенному. В том же Туманном Альбионе еще до революционного кинематографа французов братьев Люмьер фотограф Эдвард Мейбридж исследовал движения животных и людей, которые он разными способами пытался запечатлеть на свою камеру. Результатом его многочисленных работ стало изобретение под названием Зоопраксископ. Данная конструкция занималась наблюдением движущегося изображения. Однажды с помощью него Мейбридж запечатлел поцелуй двух женщин, что является первым таким случаем на экране. Спустя пару лет после того, как братья Люмьер «испугают» всех своим движущимся поездом, режиссер Уильям Хейз снимет короткометражку «Поцелуй» (1896). Это первый кадр «проявления любви» в кино.
Теперь откладываем историю в сторонку и рассказываем о самых разных поцелуях в кинематографе, о которых обязательно сочиняют много статей, делают видео-эссе и сохраняют скриншоты.
Необычные поцелуи
«Затмение», реж. Микеланджело Антониони (1962)
Что такое поцелуй? Обычно это конкретно акт, где герой касается какой-то поверхности губами, но с этим можно экспериментировать по-разному. Итальянский режиссер Микеланджело Антониони иллюстрирует «проявление любви или желания» иным способом. В заключительном фильме его «трилогии отчуждения» главные герои целуются через ажурную стеклянную дверь. Героиня Моники Витти кокетливо закрывается от своего ухажера, которого играет Ален Делон, и потом легкомысленно прислоняет губы к гладкой поверхности.
«Человек-паук», реж. Сэм Рэйми (2002)
Сколько раз пародировали сцену поцелуя из первой трилогии о супергерое Человеке-пауке. Питер Паркер в маске вверх ногами предстает перед Мэри Джейн где-то на улице дождливого Нью-Йорка. Девушка практически без раздумий сдергивает его маску в районе губ, и они целуются. Если вы ждете подборку конкретно об акте «проявления любви» под дождем, то она будет следующей. Нет, про «Дневник памяти» мы там не пишем.
«Привидение», реж. Джерри Цукер (1990)
Пять номинаций на премию «Оскар», из которых две — в категориях «Лучший сценарий» и «Лучшая актриса второго плана» — были удостоены наград. Финальная сцена фильма по всем характеристикам жанра мелодрамы считается душераздирающей. Героине Деми Мур предстоит навсегда попрощаться со своим возлюбленным, который специально остался с ней в образе призрака ради ее безопасности. Как следует из названия, в фильме действительно показан поцелуй между привидением и человеком.
Поцелуи под дождем
«Влюбись в меня, если осмелишься», реж. Ян Самюэль (2003)
Французская мелодрама о двух инфантильных взрослых детях, которые всегда брали друг друга «на слабо». Только игра незаметно превратилась в настоящую жизнь и они не поняли, как влюбились. Героям по-настоящему не дали поцеловаться, но это тоже происходило под дождем!
«Завтрак у Тиффани», реж. Блейк Эдвардс (1961)
Дождь и город Нью-Йорк должны стать синонимами, скорее всего поэтому Вуди Аллен назвал свой последний фильм «Дождливый день в Нью-Йорке» (2019). Дело в том, что сеттинг самого мегаполиса и холодный серый ливень предоставляют больше возможностей для воображения. В финальной сцене «Завтрака у Тиффани» Пол признается в любви отстранённой Холли, которая не хочет связывать себя с романтикой. После отказа мужчина кидает ей в руки коробку с кольцом и уходит. В сомнениях Холли все-таки выходит из такси и сталкивается с Полом, ищущим ее любимого кота. После его поисков они целуются под дождем, где между ними — мокрый рыжий комочек счастья.
«Четыре свадьбы и одни похороны», реж. Майк Ньюэлл (1993)
«А что, все еще идет дождь?» — спрашивает героиня Энди МакДауэлл Чарльза в исполнении Хью Гранта. В Лондоне идет настоящий ливень, а она задает такие нелогичные вопросы. Данная реплика стала источником множества пародий, даже сам Грант иногда комически играет ее на разных телешоу.
Квир-поцелуи
«Назови меня своим именем», реж. Лука Гуаданьино (2017)
Режиссер картины Лука Гуаданьино не любитель репетиций, но Тимоти Шаламе и Арми Хаммер его настоятельно просили об этом. Таким образом, наугад он выбрал одну сцену из сценария, и это оказался эпизод с поцелуем. Как добропорядочные артисты они начали играть, но постановщику все это не нравилось, он просил больше чувств и страсти. Актеры все репетировали и репетировали и только потом осознали, что Гуаданьино давно ушел.
«Жестокие игры», реж. Роджер Камбл (1999)
Сцена между Кэтрин и Сесиль в исполнении Сары Мишель Геллар и Сельмы Блэр может считаться настоящим пособием по «французскому поцелую». Богатенькая и легкомысленная девушка учит простушку целоваться.
«Боль и слава», реж. Педро Альмодовар (2019)
Педро Альмодовар на пресс-конференции Каннского кинофестиваля задавался вопросом, почему в кино не снимают страстные поцелуи между людьми в возрасте. Его последняя картина полностью нарушает это условное «табу». Герой Антонио Бандераса целует своего бывшего любовника на прощание перед дверьми лифта. Словно этим действием он возвращает себе молодость и все приятные воспоминания о том времени. Другими словами, страсть, чувства и эмоциональность — главные элементы творчества Альмодовара.
Неловкие поцелуи
«Чужой: Завет», реж. Ридли Скотт (2017)
Если говорить языком фанфикшена, то в сцене «Чужой: Завет» Ридли Скотта происходит селфцест. Андроид Дэвид целует самого себя. Другими словами, Майкл Фассбендер целует Майкла Фассбендера. И нет, не в зеркало!
«Назад в будущее», реж. Роберт Земекис (1985)
Марти МакФлай отправляется в прошлое и встречает там свою молодую маму, которая в него же и влюбляется. Очень неловкая ситуация.
«Звездные войны: Эпизод V — империя наносит ответный удар», реж. Ирвин Кершнер (1980)
Поцелуй между Леей и Ханом Соло — один из самых долгожданных моментов всей первой трилогии «Звездных войн». Однако перед этим принцесса специально поцеловала своего брата Люка (только она еще не знала, что они родственники), чтобы сделать больно пилоту «Тысячелетнего сокола».
Поцелуи сквозь зубы
«Дневник памяти», реж. Ник Кассаветис (2004)
Самая эмоциональная сцена всего фильма, победитель MTV Movie Awards в категории «Лучший поцелуй». В рамках этой номинации актерам надо всегда выходить на сцену и повторять поцелуй перед всеми. Для Райана Гослинга и Рэйчел МакАдамс это стоило много сил и выдержки, потому что на самом деле они друг друга ненавидят.
«50 оттенков серого», реж. Сэм Тейлор-Джонсон (2015)
Актер Джейми Дорнан пытается не отвечать на вопросы о своей коллеге Дакоте Джонсон во время сольных интервью. Оказывается, в течение всей трилогии «50 оттенков серого» артисты находились в состоянии конфликта. Возможно, эта ненависть не похожа на отношения Гослинга и МакАдамс, но сниматься в фильмах было все равно тяжело.
«Ромео + Джульетта», реж. Баз Лурман (1996)
Теперь Ромео и Джульетта живут в реалиях, где всем заправляет мафия, а звуки пуль схожи с пением птиц. Несмотря на драматический подтекст, фантазия на пьесу Шекспира у База Лурмана по-настоящему красочная. Только актеры Ромео и Джульетты на самом деле друг друга недолюбливали.
Поцелуи по-семейному
«Руби Спаркс», реж. Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис (2012)
Золотая пара миллениалов Пол Дано и Зои Казан по-настоящему меняют современный американский кинематограф. В «Руби Спаркс» они играют влюбленных, где один — реальный, а другой — нет.
«Вики, Кристина, Барселона», реж. Вуди Аллен (2008)
Первым совместным фильмом испанской пары считается «Ветчина, ветчина» (1992), где Хавьер Бардем играет сексуального молодого парня-мясника, а Пенелопа Крус — дочь бывшей проститутки. По стечению обстоятельств, они встречаются и влюбляются друг в друга наперекор всем. Супруги в последующие годы еще много раз встретятся на съемочной площадке и будут играть романтические отношения. Например, «Вики, Кристина, Барселона» (2008) и «Эскобар» (2017).
«С широко закрытыми глазами», реж. Стэнли Кубрик (1999)
«С широко закрытыми глазами» (1999) — это третий совместный проект между супругами Томом Крузом и Николь Кидман. К сожалению или к счастью, он также является и последним, потому что в скором времени они разведутся. У Стэнли Кубрика актеры играют замужнюю пару — представителей среднего класса, которые хотят понять себя, прислушавшись к своим самым сокровенным желаниям.
Ася Заболоцкая