Оповещения от Киноафиши
Скоро в прокате «Холоп. Великолепный век» 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Меню
favorites
Ваши билеты в личном кабинете

Почему фестивальное кино на самом деле никому не нравится

Почему фестивальное кино на самом деле никому не нравится

Мария Кувшинова объясняет, почему вы стали зевать на фильмах, отмеченных пальмовой веткой.

Несколько лет назад из каталога Каннского фестиваля исчезла строчка «страна-производитель». С одной стороны, этот фестиваль продвигает концепцию режиссера-автора: нет никаких «датских» или «итальянских» фильмов, есть фильмы Ларса фон Триера и Паоло Соррентино. С другой, в новом веке финансирование европейских (и не только европейских) фильмов превратилось в поиски ингредиентов для винегрета, которые находятся в разных концах супермаркета. Экономически большая часть Европы — одно государство; кинематограф — затратное предприятие, и, раскидав расходы по разным карманам, проще минимизировать риски. В одном месте дают деньги на съемки, в другом — на постпродакшен, в третьем — на аренду реквизита, в четвертом — на звук. Перечисление всех стран, в итоге принявших участие в производстве каждой картины, может занять слишком много места на странице каталога, да и как определить, кто главный инвестор, если скидывались всем миром? Почему фестивальное кино на самом деле никому не нравится На фото: журналисты поднимаются по ступенькам фестивального дворца в Каннах на утренний пресс-показ

Европейский продюсер сегодня — это уже не Дино де Лаурентис с сигарой в зубах и ногами на столе. Это клерк, заполняющий документы на десятки грантов, многие из которых никто никогда не потребует вернуть — ведь речь об институциональной поддержке кинематографа, великого искусства, которое без посторонней помощи непременно накренится и упадет. Никакого духа авантюризма — только порядок в бухгалтерии. Максимально серые продюсеры, хорошо умеющие оформлять заявки на гранты, продюсируют максимально серые фильмы, которые потом заполнят слоты в программах многочисленных фестивалей, также существующих за счет государственных бюджетов. Разумеется, бывают исключения, но это «ошибка выжившего», а сколько несостоявшихся ярких проектов погребено под слоем сизой пыли, вылетающей из труб кинофондов, мы не узнаем никогда. Фестивальное движение в Европе зародилось накануне войны как выставка достижений существовавших на тот момент кинематографий. Старейший из фестивалей, Венецианский, так и называется «mostra», то есть «выставка». Но режиссеры, создававшие классические произведения европейского кинематографа, не снимали ни «артхаус», ни «фестивальное кино». Феллини, Висконти, Трюффо, ранний Годар делали фильмы, которые интересовали зрителей — «На последнем дыхании» (1960) во время первого релиза во Франции посмотрело два миллиона человек. Сегодня зрительский интерес заменяет мнение чиновников из кинофонда и фестивальных отборщиков. Почему фестивальное кино на самом деле никому не нравится На фото: Терри Гиллиам дает автографы журналистам после пресс-конференции в Каннах Система европейских кинофондов начала складываться в конце прошлого века, одновременно со строительством Европейского Союза (один из крупнейших фондов, помогающих в том числе и русскому кино, Eurimages был создан в 1988 году при Совете Европы). Тогда в борьбе за внимание зрителя европейские фильмы с одной стороны начало активно теснить телевидение, с другой — продукция из Голливуда, на рубеже веков ставшая по-настоящему глобальной (в США, как известно, нет Министерства культуры и государственных дотаций кинематографу, есть лишь программы опосредованной помощи, вроде налоговых льгот, и продюсерам приходится полагаться в основном на частных инвесторов и внимание публики). Кинематограф, как часть культуры и слагаемое национальной идентичности, было решено максимально поддерживать (насколько результативно — большой вопрос: 70% экранного времени в кинотеатрах Европы все равно принадлежит американским фильмам). Самая сложная и эффективная система, учитывающая интересы всех игроков рынка, была построена во Франции, где Национальный центр кинематографии и анимации распределяет государственные средства на производство фильмов, их прокат и продвижение — в том числе участвуя и в проведении Каннского фестиваля, который считается главным событием в ежегодном кинематографическом календаре.

Однако, в последние годы в ауре этого фестиваля что-то стало неуловимо меняться. Используя притягательность собственного мифа, из киносмотра, открывающего новые территории и имена, он начал превращаться в оборонительное укрепление для национального кинопроката. Это особенно хорошо заметно, когда приезжаешь во Францию и видишь афиши кинотеатров — узнаваемый логотип, пальмовая ветка в овале, стоит над названием фильма, как печать ГОСТа; уже не знак особого отличия, но обязательный сертификат соответствия. Программный директор Netflix Тодд Сарандос в прошлом году упрекнул Канны в том, что они берут в конкурс только фильмы, уже имеющие французского дистрибьютора, что противоречит духу фестивального движения. И хотя официально подобное правило до сих пор не введено, очевидно, что большинство картин, претендующих на каннские призы, уже планируются к прокату во Франции. Почему фестивальное кино на самом деле никому не нравится На фото: вечером возле фестивального дворца в Каннах Французов можно понять — они годами создавали систему, построенную на балансе всех игроков, а тут появился какой-то Netflix, который не хочет выдерживать положенную по французскому закону многомесячную паузу перед между выпуском фильма в кинотеатре и релизом в интернете (именно из-за этого в 2018-м году в каннскую программу не попало несколько картин американской онлайн-платформы, в том числе «Рома» Альфонсо Куарона). Приходится делать вид, что глобального мира не существует, французская культура по-прежнему превыше всего, а логотип Каннского фестиваля — достаточное основание, чтобы зрители всего мира поверили: перед ними шедевр.

И если фильм, произведенный с участием французских кинофондов и помеченный каннским логотипом, так тосклив, что невозможно смотреть — то это лишь потому, что речь идет о высоком искусстве, недоступном массам. А приехавшие на фестиваль критики найдут слова, чтобы объяснить в чем шедевральность непонятных шедевров, ведь они тоже играют в игру, из которой никто не в силах выйти — смотрят то, что наснимали кинофонды и отобрали отборщики.

Зевая на перехваленных фестивальных хитах, мы можем наблюдать долгосрочные последствия культурного протекционизма. Получив финансовый костыль и гарантированную поддержку на континентальных фестивалях, европейский (и существующий за его счет не-европейский) кинематограф постепенно разучился ходить. То, что еще десять лет назад называлось «арткино», превращается в замкнутый производственно-фестивальный цикл, в идеале вообще не предполагающий никакого зрителя. А виноват во всем все равно Netflix. Примечание редакции: нога на фото с обложки принадлежит английскому журналисту.

Любовь Аксенова и Лариса Гузеева сыграют в сериале «Холод» Любовь Аксенова и Лариса Гузеева сыграют в сериале «Холод» Читать дальше 21 января 2025
«Носферату» Роберта Эггерса вышел в «цифре» «Носферату» Роберта Эггерса вышел в «цифре» Читать дальше 21 января 2025
Бык нападает на людей в трейлере хоррора «Оборотень» Бык нападает на людей в трейлере хоррора «Оборотень» Читать дальше 21 января 2025
Поймать большого Линча: 6 вещей, которые помогут приблизиться к гению режиссера Поймать большого Линча: 6 вещей, которые помогут приблизиться к гению режиссера Читать дальше 20 января 2025
Александр Петров сталкивается с чудищем морским в трейлере фильма «Кракен» Александр Петров сталкивается с чудищем морским в трейлере фильма «Кракен» Читать дальше 20 января 2025
Хоррор «Вульфмен» не оправдал ожидания критиков Хоррор «Вульфмен» не оправдал ожидания критиков Читать дальше 20 января 2025
Бокс-офис: «Волшебник Изумрудного города» и «Моана 2» преодолели знаковые вехи Бокс-офис: «Волшебник Изумрудного города» и «Моана 2» преодолели знаковые вехи Читать дальше 20 января 2025
Подростков из раза в раз убивают монстры в трейлере хоррора «Дожить до рассвета» Подростков из раза в раз убивают монстры в трейлере хоррора «Дожить до рассвета» Читать дальше 17 января 2025
Туристы становятся добычей гигантских аллигаторов в трейлере хоррора «Абсолютный хищник» Туристы становятся добычей гигантских аллигаторов в трейлере хоррора «Абсолютный хищник» Читать дальше 17 января 2025
Искусственный интеллект берет в плен Юлию Пересильд в новом трейлере фильма «ON и Она» Искусственный интеллект берет в плен Юлию Пересильд в новом трейлере фильма «ON и Она» Читать дальше 17 января 2025
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше