1999 год был уникальным и, пожалуй, последним великим годом в кино. «Матрица», «Бойцовский клуб», «Шестое чувство», «Мумия», «Звёздные войны: Эпизод 1» (окей, тогда мы не знали, чем он обернется), «Ноттинг-Хилл», «Красота по-американски», «Карты, деньги, два ствола», «Ведьма из Блэр», «Американский пирог», «Железный гигант», «Магнолия», «Догма» (та, что Кевина Смита), «Сонная лощина» (Тим Бёртон ничего лучше потом не снял), «Талантливый мистер Рипли», наконец, последняя картина Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами».
Но один фильм стоит особняком. «История игрушек 2», увидевшая свет в ноябре, могла и вовсе не выйти на большой экран – у фильма была очень непростая судьба. Не будем ждать до конца года и отметим двадцатилетие сейчас, в преддверии четвертой части франшизы.
«История игрушек» 1995 года стала первым полнометражным анимационным фильмом, полностью сделанным при помощи компьютера. Он обошелся студии Pixar в 30 млн долларов и спас ее – Стив Джобс, один из основателей студии, подумывал продать Pixar компаниям вроде Hallmark. Никто не знает, как сложилась бы судьба лучшей в мире анимационной компании, но «История игрушек» оказалась по-настоящему прекрасной картиной, заслужившей как любовь критиков (100% «свежести» на Rotten Tomatoes) так и зрителей (373,6 млн долларов в мировом прокате – это самый кассовый релиз 1995-го).
Спустя несколько дней после премьеры «Истории игрушек», режиссер фильма Джон Лассетер обратил внимание на мальчика с игрушкой ковбоя Вуди и сразу понял, что надо ковать железо, пока горячо – мерчендайз раскупался на ура. Зачеркните эту фразу, она, может, и имеет долю правды, но не правдивая. В тот момент, как говорит Лассетер, он понял, что персонажи больше не принадлежат ему, что они начали жить своей жизнью. И решил снять продолжение.
Сейчас это покажется парадоксальным, но до появления «Истории игрушек 2» студии не снимали продолжений мультфильмов для широкого проката, только для релиза на домашнем видео. Исключением считается «Американская история 2», которую продюсировал Стивен Спилберг. По идее и сиквел «Игрушек» не планировался для показа в кинотеатрах. Работу над фильмом начали в другом помещении Pixar – основное было занято «Приключениями Флика».
Президент Pixar Эд Кэтмулл рассказывал, что из-за требований прокатчика «Истории игрушек», студии Disney, в его компании едва не случился кризис. «Обычное дело для Disney было производство продолжений для релиза на видео. Бюджет и качество этих сиквелов были всегда ниже оригинала. Так студия поддерживала интерес к персонажам популярных историй. Мы очень рано поняли, что иметь в одной компании два разных стандарта для проектов – плохо для кармы. К счастью, в Disney в итоге согласились с нами».
Здесь надо отметить, что из-за «Флика» основные сотрудники Pixar не могли работать над сиквелом «Истории игрушек». Нужно было понять, кто будет снимать фильм. Джон Лассетер склонялся к работе с новыми талантами, хотел выращивать новое поколение режиссеров. Он все равно значится постановщиком, но на деле работал с вышеупомянутым Брэнноном (сценаристу на момент запуска сиквела было всего 29 лет) и Ли Анкричем, будущим режиссером «Истории игрушек 3» и «Тайны Коко». Анкрич работал монтажером «Истории игрушек» и «Приключений Флика», но до прихода на Pixar ни разу не имел дела с анимацией. Он привнес в проект ощущение размаха игрового кино, помогая разрабатывать движения камеры, максимально похожие на настоящий фильм.
Сценарий основывался на идее Лассетера восьмилетней давности: «Что если Вуди похитил коллекционер игрушек?» У самого бывшего главы Pixar в кабинете стояла масса фигурок и игрушек, не предназначенных для детей. Что будет, если ковбой окажется редкой игрушкой и станет предметом охоты такого собирателя? Вспоминает сценарист Эш Брэннон: «В Pixar над сюжетом трудятся несколько человек, причем не важно, кто какую идею предложил, важно раскрутить ее потенциал полностью. Мы долго думали, почему же Вуди стал таким ценным? Было несколько вариантов, и лучшим нам показался тот, в котором он был игрушкой, основанной на популярном сериале 1950-х».
Но куда заведет эта история в эмоциональном плане? Сценаристы осознали, что в первом фильме совсем не затронули один из самых главных вопросов для игрушки: ребенок вырастет и перестанет играть с ней. Выброшенная игрушка. Было решено дать Вуди выбор: провести всю жизнь за стеклом, будучи коллекционной редкостью, или же вернуться к Энди, где его ожидало расставание с мальчиком. Для персонажа, которого снова взялся озвучивать Том Хэнкс, это было очень непростой дилеммой.
К моменту, когда Лассетер и Анкрич освободились от «Приключений Флика», оставалось всего восемь месяцев до конца работы над фильмом. Если не вспоминать инцидент, вследствие которого «История игрушек 2» едва не оказалась полностью стерта, оставалась сценарная проблема. Никак не получалось заставить зрителя поверить в то, что Вуди готов остаться с новыми знакомыми и уехать в Японию к коллекционеру. В итоге в фильме появилась песня «Когда она любила меня» в исполнении ковбойши Джесси – будучи брошенной своей хозяйкой, она очень хочет уехать. Эта и ряд других сцен спасли картину от участи сиквелов – «История игрушек 2» собрала в мировом прокате 497 млн долларов и также держит рейтинг в 100% «свежести» на Rotten Tomatoes.
Как впоследствии писал Кэтмулл, успех «Истории игрушек 2» преподал ему урок о важности людей по сравнению с идеями. «Если вы дадите отличную идею средней команде, она ее испортит. Но если вы отдадите среднюю идею отличной команде, она или исправит ее, или отбросит и придумает нечто гораздо лучше». Еще один важный урок: для каждого фильма Pixar должна быть единая планка качества. Чтобы успеть доделать «Историю игрушек 2», пришлось остановить работу над всеми другими проектами и просить сотрудников жертвовать свободным временем на благо фильма. Сотрудники Pixar своей преданностью к работе заявили, что выпускать проходное кино не собираются, и потому от каждого их фильма ждут, что он станет маленьким шедевром.
Посмотрим, удастся ли это «Истории игрушек 4»: фильм выходит в российский прокат уже 20 июня.