Даже человек, далекий от японской анимации, слышал про некоего Эрена Йегера, Леви Аккермана и титанов. Завсегдатай тиктока, если случайно попадает не на свою ленту, скорее всего, видел много аниме-эдитов в темных тонах, со странными боевыми сценами и глубокими диалогами. «Атака титанов» пробилась в мир почти в каждом медиа. Анимешники знают все плюсы и минусы сериала, а вот люди, которые совершенно не интересуются анимацией Страны восходящего солнца, до сих пор не особо понимают, вокруг чего весь хайп. «Атака титанов» – это «Игра престолов» мира аниме, где первый сезон не так много обсуждали, зато потом каждый второй знал имена всех титанов.
История разворачивается в неизвестном и придуманном прошлом, где человечество пострадало от нашествия странных существ огромных размеров. Их прозвали титанами, и они были менее разумные, чем люди, но любили поесть «человечинки», хотя и не умели ее переваривать. Около 100 лет жители Земли пытались спрятаться от них, отправляя специальных солдат Разведкорпуса за стены. Разведчики возвращались иногда без какой-либо новой информации, порой не возвращались вовсе. Однако отношение к титанам начало меняться, когда мальчик по имени Эрен Йегер стал свидетелем вторжения титанов в его родной город Сигансина.
«Атака титанов» – это «Игра престолов» мира аниме, где первый сезон не так много обсуждали, зато потом каждый второй знал имена всех титанов.
Экшен как вид искусства
Набор кадров, тревожный сон, слишком яркие краски сменяются обеспокоенным лицом девочки, чьи волосы волной реют по ветру. Потом мы узнаем, что ее зовут Микаса, а нервничала она за мальчика Эрена. Их отправили за хворостом, но подросток решил поспать на свежем воздухе, где под ладонями чувствуется нетронутая болью зеленая трава. А можно ли считать Микасу и Эрена такими же?
Они живут в Сигансине, расположенной на юге Стены Мария. Дети никогда не видели жизни за пределами их родного города, но прекрасно знают, что выходить просто так туда не стоит. Ежедневный страх уже давно слился с повседневностью обитателей Сигансины, и кажется, что они уже ничего не боятся. Их чувства просто онемели, восприятие мира превратилось в какое-то неподвижное равнодушие. Из этого бесконечного сна их вырывает внезапное нападение Колоссального Титана, и страх, наконец-то, становится ощутимым.
Аниме «Атака титанов» отличается искусной хореографией боевых сцен, где кинематографичность словно вступает в танец с быстротой анимации. 3D и 2D графика синхронизируются и создают объемное пространство, как на съемочной площадке. Голландские углы, недофишай, статика, панорама подаются с разных планов – от дальнего до макро. Экспериментировать с анимацией было легко благодаря сюжетным поворотам и придуманным маленьким деталям, созданным специально для характеристики персонажей. Например, оборудование Разведкорпуса, с помощью которого ведется борьба с титанами. Его называют Устройством пространственного маневрирования, и состоит оно из рукояток, гарпунных захватов, газового механизма и стального движущего узла с соединенными с ним клинками. Другими словами, герои могут летать среди высоких домов и деревьев, поэтому разнообразие перспектив является важным элементом для визуального повествования.
Монтаж кадров продуманно нервирует, тревожит и вселяет ужас, структурная боевая сцена сменяется крупным планом изуродованного титана, а потом «невидимая кинокамера» резко переключается и любовно обозревает реки крови. Для аниме нетипична объяснительная последовательность кадров, поэтому в нем не демонстрируют, каким образом вроде бы хорошие люди пытаются справиться с монстрами. Дело в том, что на поле боя все равны.
Нелинейность повествования
История «Атаки» стартует сразу же с экшена – Колоссальный Титан ломает стену Сигансины. Впоследствии, паника, настоящий хаос, истерики и крики боли заполняют когда-то тихий и относительно мирный городок. А ведь все начиналось с зеленой травы и теплого ветра. Такая дихотомия служит одним из главных элементов всего повествования. Двойственность и нелинейность встречаЮтся не только в основных сюжетных арках, но даже в каждой камерной истории персонажа. Амбивалентность уходит еще глубже, и уже невозможно понять, где протагонист и антагонист.
Флешбэки, как будто снятые на старую киноплёнку, ярко-окрашенные сновидения, статичные промежуточные кадры с объяснением мира «Атаки Титанов» словно перед глазами настольная игра, боевые стратегии с причинно-следственными связями, где надо всегда ставить на паузу и внимательно вчитываться. Даже музыка уходит от линейности, поэтому помимо классического последовательного саундтрека можно услышать не только опенинги и эндинги, но и некие серединные композиции в жанре J-Rock. На экране предстает словно бы глубокая кинематографическая драма, где атмосфера меняется с каждым звуком.
Мир аниме запутывает, а любимые герои могут стать самыми ненавистными. Однако каждая личная история детализирована до гиперболизации. Не возникает сомнений относительно героев и нехватки информации, потому что каждый персонаж имеет тщательно прописанную биографию. Хотя один вопрос все-таки будет напрашиваться постоянно – «Что происходит?»
Хоррор жизни — реальность
«Атака титанов» – это не картина про бесконечные бои со странными существами, потому что аниме совершенно не следует канонам сёнэна. Здесь нет типичных характерных тропов, где главный герой-подросток собирается доказать, насколько несправедлив мир, и изменить его. Эрен Йегер изначально осознает всю тщетность бытия и понимает, что смерть ждет каждого. Принятие фатальности собственного существования начинается с воздвижения километровых стен, поэтому никакого счастливого финала здесь ждать не стоит. История больше относится к сэйнэну, так что никаких инфантильных и идеалистичных целей у главных героев нет, только истинный рационализм.
Если вас пугают любые фэнтези и фантастические элементы, то вам не стоит волноваться об этом в контексте данного аниме. Все-таки, это не «Истребитель демонов» или «Магическая битва», где все действия строятся на сверхъестественных событиях. «Атака титанов» ближе всего к реализму, нежели к фантастике, так как всевозможная хтонь, трагедия и драма начинают с первых же секунд сериала руководить всеми драматургическими канонами и тропами. Жизнь – это уже хоррор сам по себе, а титаны всего лишь предстают как образы самых худших воплощений человека. Интерпретация может быть у каждого своя, но ощущение тотального ужаса существования приходит не с появлением условных «монстров», а с первого же вздоха жизни. Наверно, из-за этого в аниме так много смертей.