После автомобильной аварии и близкого столкновения со смертью известный документалист Евгений Морозов решает взяться за новый амбициозный проект. Он хочет разобраться, существует ли сверхъестественное или все это лишь фокусы шарлатанов, а также понять, есть ли жизнь после смерти. Вместе с командой он начинает исследования и проверяет разнообразные теории, призванные доказать реальность паранормальных способностей. Но очень быстро происходящее выходит из-под контроля. Женя слышит таинственные голоса и видит призрака маленького мальчика, который пытается рассказать ему о какой-то тайне. Постепенно эта одержимость превращается в проблему и начинает угрожать всем участникам проекта, чем ближе они подбираются к страшной загадке.
«Документалист. Охотник за призраками» пытается балансировать между интригующим триллером с тайнами и исследованием существования сверхъестественного. Последнее будет обрастать лишь догадками и намеками, без четких ответов, предлагая каждому сделать собственные выводы об увиденном. Постепенно становится понятно, что документальный фильм лишь случайное совпадение, и все оборачивается погоней за призраком мальчика. Здесь же и возникает главная интрига сериала. Насколько он реален? Что стало причиной появления, и каковы его цели?
Важной проблемой становится излишняя фантастичность происходящего, которая не связана со сверхъестественным. С самого начала диссонанс усиливает переизбыток пафоса выбранной темы. Главный герой получает престижные документальные премии, постоянно рассказывает о невероятных завершенных проектах и утопает в окружающей похвале. Он буквально современная рок-звезда, готовая отстаивать правду или собственные интересы за баснословные гонорары. Все происходящее моментально превращается в слишком наивную сказку, как будто оторванную от реальности.
Дальше это чувство закрепляют съемки фильма. В сериале документалистика больше похожа на фантазии о создании YouTube-блога, чем работу главных профессионалов индустрии с громкими премьерами в кинотеатрах. Сериал дает ощущение, что подобное может каждый, кто умеет держать в руках камеру и просто обладает минимальной харизмой. Подкрепляет это и выбор темы, больше подходящий для безумных шоу про инопланетян и плоскую Землю. Герои идут по самым очевидным вариантам: знахаркам, последователям вуду и священникам, а также, как подростки, рисуют пентаграммы на крышах. Возможно, реалистичный или хотя бы адекватный взгляд на работу документалистов упрощен лишь для общей популярности и ставки на молодежную аудиторию. Но подобного можно было легко избежать, просто сделав героев молодыми энтузиастами. От этого история бы только выиграла и перестала множить стереотипы.
Еще одним препятствием могут стать диалоги и актерская игра. Сериал напоминает скорее театральную постановку и очень сильно контрастирует с неплохим визуальным рядом. Он довольно эффектно снят и создает тревожную атмосферу, постоянно заставляя сомневаться в увиденном. Но стоит появиться очередным размышлениям главного героя или попыткам записать новый отрывок для фильма, как теряется связь с происходящим. Кривляния и чрезмерная серьезность легко могут разрушить таинственность и полностью переключить внимание на себя. Самой истории не хватает самоиронии и юмора, выходящего за пределы гоповатого сарказма главного героя. Усиливает это ощущение его образ, как будто призванный раздражать: популярный режиссер-документалист, бездумно сорящий деньгами ради работы и рассекающий на личном Ягуаре.
Лучше всего дела обстоят с загадками, возникающими за пределами съемок документальной картины. За интригой с появлением призрака-мальчика интересно наблюдать, да и разгадка в самом конце может оказаться действительно неожиданной. Переплетение этой истории со съемками документалки способны хоть как-то оправдать общую сюжетную завязку. Единственное, стоит быть готовыми к странным сюжетным пробелам, связанным с пилотом. Он как будто пытается нарисовать нам абсолютно другую интригу, о которой забывает со 2 серии и начинает двигаться в абсолютно ином направлении. Сверхъестественные намеки больше не будут столь явно появляться в истории, и сюжет попытается двигаться скорее в реалистичном ключе.
«Документалист. Охотник за призраками» — простой молодежный триллер, полный противоречий и вынуждающий идти на компромиссы. С одной стороны, очень театральная актерская игра, с другой — неплохой визуальный ряд для проектов такого уровня. Интересная история с расследованием, перемешанная со слишком примитивным взглядом на работу профессиональных документалистов и довольно рядовыми поисками сверхъестественного. Дальше предстоит сделать выбор, который лучше отложить до финала 2 серии. Пилот существует как будто отдельно от остальных серий и не дает представления об истории. Если вы ищете незамысловатый сериал на пару вечеров и любите запутанные триллеры, «Документалист. Охотник за призраками» может прийтись вам по душе.
«Документалист. Охотник за призраками» с 16 августа в 19:30 на ТВ-3.