12 августа в Выборге завершился 25-й ежегодный фестиваль российского кино «Окно в Европу». Торжественная церемония закрытия по традиции прошла на территории средневекового Выборгского замка.
Всего за время работы юбилейного фестиваля было показано более 250 фильмов в четырех конкурсных категориях. Так, помимо игровых, документальных и анимационных картин, зрители могли увидеть еще одно особое «подразделение» – фильмы конкурса «Копродукция». Эти ленты создавались при сотрудничестве российских и зарубежных кинематографистов, и, по словам организаторов, фестиваль для них – отличный шанс найти свою аудиторию.
Все четыре категории оценивали разные бригады жюри. В игровую группу вошли: председатель драматург, режиссер и писатель Рустам Ибрагимбеков, режиссер и сценарист Юсуп Разыков, актриса Татьяна Колганова, актер Артур Смольянинов, переводчик Дмитрий Пучков и режиссер Роман Каримов. Кстати, Каримов приезжает в Выборг не впервые – в 2010 году он в качестве участника представлял здесь свою комедию «Неадекватные люди», получившую гран-при за дебют. Жюри неигрового кино возглавил бард Александр Городницкий, а помогали – тележурналист Владислав Флярковский, режиссер Елена Демидова и продюсер Евгений Голынкин. Анимацию оценивало авторитетное жюри под руководством заслуженного мастера Андрея Хржановского, а председателем группы копродукции стал сценарист Павел Финн.
Нынешний фестиваль удвиляет не только насыщенностью своей своей программы. Приятно видеть, что уровень представленных работ на этот раз очень высок – ведь критики уже было взгрустнули по поводу фильмов прошлого года. Особенно радует большое количество достойных дебютов, ведь слоган киносмотра – «Прогноз на завтра». Так, завоевавшая главный приз – Золотую Ладью – картина «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» – первый полный метр молодого режиссера Александра Ханта. Парень с сомнительным образом жизни и детдомовской биографией (Евгений Ткачук) решает сбыть с рук неожиданно свалившегося на него больного отца – бывшего уголовника (Алексей Серебряков) и везет на машине в отдаленный интернат. Так начинается рассказ длиной в тысячу километров – о семье и, как ни странно, любви, замаскированный под криминальное роуд-муви. В картине сложилось многое, и игра двух признанных талантов разных поколений Ткачука и Серебрякова, и крепкий сценарий – в том числе. Кажется, таких интересных историй наш кинопрокат не знал давно, поэтому хочется пожелать картине удачи – осенью она должна выйти на большой экран. Кстати, героям с ужасными именами также удалось завоевать и сердца публики – фильм был удостоен третьего места в конкурсе зрительских симпатий. Помимо этого, Евгению Ткачуку жюри вручило спецприз за лучшую мужскую роль, а сценариста Алексея Бородачева Союз журналистов наградил дипломом.
Еще один дебют – и снова роуд-муви – принадлежит продолжателю династии Тодоровских – Петр Тодоровский привез в Выборг свою картину «Лавстори». Персонаж звезды «Притяжения» и «Полицейского с Рублевки» Александра Петрова везет свою бывшую возлюбленную (литовская актриса Вильма Кутавичюте) на ее свадьбу. Герои ссорятся, мирятся, вспоминают прошлое и пытаются решить, кто же они друг другу. Картина без обязательного для ромкома хэппи-энда, но, впрочем, с намеком, была достаточно ровно встречена залом, но отмечена призом президента фестиваля. И все же даже при неидеальной драматургии и ряде неточностей в игре фильм вполне способен покорить любителей жанра своим ностальгическим флером.
Говоря о комедии, нельзя не вспомнить еще один яркий дебют – «Девушка с косой» выпускницы ВГИКа Ольги Поповой. Фильм вовсе не о парикмахерском искусстве – в канун Нового года по Москве бродит смерть, которая явно торопится в дом по определенному адресу. Обитатели этого дома выясняют отношения, мирятся, в спешке покупают зеленый горошек к оливье – в общем, живут обычной предпраздничной жизнью. А девушка с косой, хоть и не без некоторых затруднений, приближается к своей цели. При этом интрига, за кем же она пришла, сохраняется до последнего. Хороший сюжет основательно подкрепляет актерская игра – кроме молодых артистов, в фильме снялись Ирина Чериченко и Федор Добронравов. Прокатная судьба картины, отмеченной дипломом за актерский ансамбль, неизвестна, однако она действительно выглядит очень свежо и явно не помешает зрителю, перекормленному ежегодными «Елками».
Федора Добронравова можно было увидеть в еще одной фестивальной работе – фильме Эдуарда Парри «Жили-были». Здесь у него сложилось прекрасное актерское трио с Романом Мадяновым и Ириной Розановой – любовный треугольник на фоне вымирающей деревни. Впрочем, солженицынски-шукшинские мотивы здесь не самое главное: картина – о дружбе.
Деревенская мелодия слышна и в картине Романа Жигалова «Лес», где история любви и взросления оборачивается трагедией и практически перефразирует «Леди Макбет» Лескова (фильм отмечен спецпризом за дебют). Тема взросления перекликается также с фильмом «Ничей» Евгения Татарова, где главному герою-подростку открывается ужасная истина о собственной ненужности.
Социальное кино явно доминировало, и эту тенденцию подчеркивал выбор фильма открытия – патриотичной двухчасовой картины «То, что во мне» Гарика Сукачева о путешествии автора по Чуйскому тракту. Интересно, что и закрывался смотр лентой с похожим вектором – работой Славы Росса «Сын» про ужасы ювенальной юстиции в Европе.
В то же время, жанровых картин в этом году было не так много. Одна из них – «Бабушка легкого поведения» Марюса Вайсберга. Этому фильму с Александром Реввой в главной роли были отданы симпатии зрителей. Узкожанровых авторских работ – и того меньше, но, тем любопытнее показанные ленты. В их числе – постмодернистское высказывание Станиславса Токаловса «То, что никто не видит» о замкнутом мире гения-творца и работа Константина Шелепова «Цензор» о цивилизации, поглощенной индустрией компьютерных игр с литрами крови на экране и полезным посылом на тему «куда приводит виртуальная жестокость».
Кроме того, вне конкурса были показаны картины, уже участвовавшие в других фестивалях – триумфатор Кинотавра «Аритмия» Бориса Хлебникова и «Теснота» дебютанта Кантемира Балагова, награжденная призом ФИПРЕССИ в Каннах. Последняя была снята при поддержке фонда Александра Сокурова. Именитый режиссер лично приехал в Выборг, встретился со зрителями и коллегами и представил еще несколько короткометражных работ своего фонда.
В рамках церемонии награждения также были вручены призы за лучший анимационный фильм – работе «Рыбы, пловцы, корабли» Андрея Кулева и Дмитрия Геллера, лучший неигровой – картине «Форсаж» Натальи Гугуевой, а победителем в конкурсе «Копродукция» стал фильм Чарли Брауна «Красный русский».
Александра Подольникова