Одержимая
Австрия, 1750 год. В лесной деревушке казнят женщину, признавшуюся в убийстве младенца. Вскоре после этого в соседнюю деревню переезжает Агнес, недавно вышедшая замуж за местного жителя. Она мечтает о детях, но сталкивается с холодностью мужа и трудностями в быту. Ситуацию усугубляет строгая свекровь, из-за чего Агнес все чаще уходит в лес, где ее охватывают мрачные мысли и одиночество. «Одержимая» — фолк-хоррор от Вероники Франц и Северина Фиала, дуэта, наиболее известного камерным триллером «Спокойной ночи, мамочка». Оригинальное название «Дьявольская баня» отсылает к выражению трехсотлетней давности, которым описывали состояние человека на грани совершения худшего из грехов — самоубийства. Во вдохновленной реальными событиями картине, собственно, рассказывается о глубокой депрессии и о том, как лишить себя жизни в соответствии с христианской моралью. Зрелище, понятное дело, предельно мизантропическое, однако операторская работа Мартина Гшлахта завораживает, тогда как быт австрийской деревни воссоздан с такой аутентичностью, что позавидовал бы даже Роберт Эггерс.
Собиратель душ
Ли Харкер — молодая агентка ФБР с невероятной интуицией. Однажды ей поручают дело, которое федералы не могут раскрыть уже три десятилетия. За это время в США произошло десять жестоких убийств, связанных между собой. В каждом случае глава образцовой американской семьи внезапно убивал своих близких, а затем себя. Улики указывают на таинственного преступника по прозвищу Длинноногий, который сеет зло чужими руками. В домах жертв маньяк оставляет оккультные послания, которые прежде никому не удавалось расшифровать. Чем больше Харкер углубляется в расследование, тем яснее понимает, что между ней и загадочным Длинноногим есть связь. «Собиратель душ» — фильм Осгуда Перкинса, заблаговременно обеспечивший себе статус главного хоррора 2024 года. Виной тому феноменальная маркетинговая кампания, а также тот факт, что в роли маньяка задействован Николас Кейдж, изменившийся до неузнаваемости. В итоге фильм, стоивший менее $10 млн, дебютировал в США с отметки в $21,6 млн, показав лучший результат в истории Neon, а сейчас сборы уже превышают $100 млн. Критики тут же принялись называть ленту «новым "Молчанием ягнят"», однако это от и до произведение Перкинса, выдержанное в его собственном уникальном стиле. И те зрители, которые знают и любят его дебют «Февраль», от «Собирателя душ» также останутся в восторге.
Максин XXX
Лос-Анджелес, 1980-е годы. Максин Минкс — порнозвезда, мечтающая о том, чтобы стать голливудской актрисой. Пережив кровавую бойню в Техасе, она отправляется покорять «фабрику грез» и получает роль в сиквеле культового ужастика. Однако после ее приезда в городе начинает орудовать маньяк, который охотится на молодых девушек. И только Максин по силам остановить неуловимого психопата. «Максин ХХХ» — финал хоррор-трилогии Тая Уэста, каждая часть которой стилистически не похожа не предыдущую. Так, в «Х» Уэст ссылался на классические слэшеры Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой» и «Съеденные заживо», тогда как приквел «Пэрл» визуально напоминал пестрые техноколоровые мюзиклы Дугласа Серка. При работе над «Максин ХХХ» постановщик вдохновлялся итальянскими джалло и триллерами Брайана Де Пальмы, и это чувствуется буквально в каждом кадре. Но главным достоинством фильма, как и трилогии в целом, конечно же, остается Миа Гот, окончательно закрепившаяся в качестве современной «королевы крика».
Я видел свечение телевизора
В 1996 году замкнутый школьник Оуэн встречает Мэдди, девочку на два года старше него. Она знакомит его с фантастическим сериалом The Pink Opaque, который демонстрируется по ТВ после захода солнца. Каждую неделю Оуэн тайком сбегает из дома, чтобы вместе с Мэдди смотреть приключения двух девушек, сражающихся со злым монстром. Все меняется, когда Мэдди неожиданно исчезает. «Я видел свечение телевизора» — это второй полный метр постановщицы Джейн Шенбрун, три года назад дебютировавшей с безбюджетным и при этом безмерно жутким фильмом «Мы все идем на всемирную выставку». При поддержке A24 она сняла куда более дорогую, но вместе с тем очень личную хоррор-драму, насквозь пропитанную ностальгией по 90-м. В продюсерском кресле — Эмма Стоун, в кадре — атмосфера «Баффи» и «Твин Пикса», в саундтреке — King Woman и Sloppy Jane, а фоном маячит Фред Дерст из Limp Bizkit, затерявшийся среди прочих атрибутов американских 90-х. Настоящее киноманское и меломанское счастье, которое ни в коем случае нельзя пропускать.
Тихое место: День первый
Фильм повествует о поэтессе из Нью-Йорка по имени Сэм, которая умирает от рака. Пребывая на последней стадии болезни, она уже давно смирилась со своей скорой кончиной и проводит последние дни в онкологическом стационаре. Однако все меняется, когда во время одной из редких прогулок по городу Сэм становится свидетельницей вторжения инопланетян, которые охотятся на звук. Чтобы выжить, ей предстоит перемещаться, избегая любого шума. «День первый» — спин-офф популярной хоррор-франшизы «Тихое место», созданной Джоном Красински. Режиссером на сей раз выступил Майкл Сарноски, автор инди-драмы «Свинья», тогда как центральная роль досталась оскароносной Лупите Нионго, регулярно снимающейся в хоррорах. Как и в сиквеле, в спин-оффе ставка делается на масштаб и зрелищность. Местом действия впервые избран мегаполис, поэтому авторам было где разгуляться. Монстров стало куда больше, а бесчисленные жители шумного Нью-Йорка присутствуют лишь для того, чтобы совершить какую-нибудь глупость и эффектно погибнуть. Работа звукорежиссеров, некогда прославившая первый фильм, теперь практически незаметна, а диалоги добавляются даже туда, где хватило бы и пары жестов. Тем не менее это отличный киноаттракцион, который скрасит ожидание заключительной части трилогии Красински.
Нежить
События разворачиваются в богом забытой сельской глуши. Однажды сюда приезжает компания подростков, чтобы весело провести время вдали от цивилизации. Им и в голову не могло прийти, что своим визитом они пробудили зло во плоти. Дожить до рассвета, как водится, удастся отнюдь не всем. «Нежить» — одна из главных жемчужин этого года. Премьера режиссерского дебюта Криса Нэша состоялась на «Сандэнсе-2024», где лента была высоко оценена критиками, а после онлайн-релиза «Нежить» покорила всех поклонников слэшеров «золотой эры». С одной стороны, перед нами по-хорошему прямолинейный образец жанра, где соблюдены все клише, грим выполнен в духе Тома Савини, а камера никогда не отворачивается от убийств. С другой — снято все до неприличия стильно, словно в тягучем слоубернере. Кажется, примерно так бы выглядела «Пятница, 13-е», если бы ее вдруг решил переснять, допустим, Ари Астер.
Полночь с дьяволом
Хэллоуин 1977 года. Чтобы вернуть былую популярность своей телепередаче, телеведущий Джек Делрой решает сделать специальный выпуск о паранормальных явлениях. Он приглашает в студию медиума и скептика, а гвоздем программы становится интервью с парапсихологом и ее 13-летней подопечной Лили, которую считают одержимой демоном. В разгар шоу, демонстрируемого в прямом эфире, начинают твориться необъяснимые вещи. «Полночь с дьяволом» — еще один нашумевший инди-хоррор, на сей раз в формате «найденной пленки». Режиссерами фильма выступили Камерон и Колин Кернс, десятью годами ранее поставившие эталонный слэшер «Пугающая кампания», незаслуженно оставшийся без внимания. Стилизация под ток-шоу 1970-х в «Полночи с дьяволом» — праздник для глаз, однако истинным украшением фильма, безусловно, стал актер Давид Дастмалчан, чуть ли не впервые в карьере получивший главную роль. Вполне возможно, что ежегодный пересмотр кинокартины на Хэллоуин в конечном счете станет доброй традицией.