Одной из самых неожиданных сенсаций венецианского кинофестиваля этого года были участие и победа в главной номинации «Джокера», фильма о становлении культового антигероя комиксов. Разумеется, к первоисточнику новое переосмысление персонажа имеет довольно опосредованное отношение, а ассоциации картина вызывает, скорее, с «Таксистом» Скорсезе (недаром Роберт Де Ниро присутствует в кадре). С первых трейлеров было точно понятно одно — очередная реинкарнация злодея в исполнении Хоакина Феникса встанет в один ряд с работами Николсона и Леджера и составит им конкуренцию в борьбе за сердца не только любителей комиксов, но и синефилов всех мастей.
Первой заметной ролью Хоакина стал Джимми Эммет в комедийном триллере Гаса ван Сента «Умереть во имя». Несмотря на сильный актёрский состав и более чем удачные попадания в образы, юный артист не теряется на фоне коллег. Недалекий школьник, соблазненный и погубленный коварной аферисткой, — при всей комедийности образа актер иной раз даёт почувствовать подлинную трагичность, и в этой едва заметной неоднозначности уже тогда ощущались первые ростки большого таланта.
Сам Хоакин позже отзывался о роли Джеймса как об одной из самых интересных своих ранних работ, однако опасался что она может сделать его актёром одного амплуа. Небезосновательно: при всём разнообразии образов романтический герой был частым образом Феникса, в особенности в нулевые. Но самая интересная роль такого рода случилась уже в следующей декаде, а именно в 2013 году, в фантастической мелодраме «Она». История любви Теодора и Саманты, искусственного элемента, не памфлет о проникновении технологий в нашу жизнь в духе «Чёрного зеркала», как может показаться из синопсиса. Саманта здесь в первую очередь личность, именно так её воспринимает Теодор, и его отношения с ней по сути не отличаются от романтической истории между живыми людьми. Конечно, темы, связанные с влиянием технологий на взаимоотношения людей, поднимаются в фильме и в том находят числе находят отражение в характере и поступках главного героя. Фениксу удалось создать образ, во многом типичный для современности, при этом не сводя его к одной только социальной остроте, оставляя место более вневременным чертам.
Равно как и ряд мелодраматических ролей, самые популярные работы Феникса в нулевые заслуживают, положа руку на сердце, минимум внимания. Коммод в блокбастере «Гладиатор» — при всей злодейской харизматичности персонаж слишком однобокий и едва ли не карикатурно порочный от начала и до конца. Равно как и байопик «Переступить черту» — предсказуемый и чрезмерно играющий на эмоциях фильм. Конечно во втором случае работа над образом легендарного кантри-певца (Хоакин даже научился петь и играть на гитаре для этой роли) и удачное попадание в амплуа неоднозначного героя выглядят интереснее, но до действительно серьёзных ролей ещё было далеко.
Неочевидным поворотным моментом в карьере Феникса стал фильм «Я все еще здесь: Потерянный год Хоакина Феникса», получивший неоднозначные оценки критиков и не самую большую кассу, но обескураживший общественность. Вместе с давним другом, актёром Кейси Аффлеком, была проведена и задокументирована грандиозная и сумасбродная афера: Хоакин объявил, что бросает кино и берётся за запись хип-хоп альбома. На первый взгляд уморительная череда псевдодокументальной хроники о бросающемся во все тяжкие признанном артисте оборачивается граничащим чуть ли не с перфомативным искусством исследованием взаимоотношений знаменитости, публики и медиа. Полностью выстроенная вокруг персоны Хоакина история даже после раскрытия подлога заставляет усомниться в том, где проходит граница между персонажем и актёром. Феникс заполняет собой всё повествовательное пространство, по-настоящему раскрываясь как большой артист. Противоречивый, смешной и трагичный в роли самого себя, в мучительных попытках сбросить оковы навязанных ярлыков и разобраться в самом себе.
Следующая работа — Фредди Куэлл в «Мастере» Пола Томаса Андерсона — пожалуй, самая серьёзная и сложная роль Хоакина. Неприкаянный алкоголик, только что вернувшийся с войны и попавший под влияние харизматичного лидера религиозной секты Ланкастера Додда (по меньшей мере частично списанного с основателя сайентологии Рона Хаббарда). Фредди — взвинченный сгусток энергии, эмоциональный и порывистый, в любой момент готовый броситься в драку, вступает в сложные взаимоотношения с почти комически солидным, всезнающим Ланкастером. Постепенно внутренняя сила Куэлла, ощущаемая с самого начала благодаря тонкой игре Феникса, выступает на поверхность, и именно он становится хозяином (так следовало бы перевести название картины) своей жизни. Не умаляя талантов остальных действующих лиц, в особенности Филипа Сеймура Хоффмана в роли Додда, можно сказать, что основной движущей силой истории было преображение главного героя.
Способность Хоакина Феникса целиком вытягивать на себе историю проявилась в картине «Тебя никогда здесь не было». Этот мрачный и жестокий фильм — настоящий бенефис Хоакина, кроме его игры, в фильме почти ничего нет. Убрать оттуда созданный Фениксом образ загнанного зверя, сломанного войной, но до конца следующего своим принципам, — останется не самый убедительный сценарий с неожиданной, но оттого не менее нелепой концовкой и парочка неплохих режиссерских решений. Тем не менее, фактурный и убедительный главный герой превращает ленту в интересное зрелище.
Нельзя не упомянуть документальный фильм о проблеме эксплуатации животных «Земляне», озвученный Хоакином Фениксом. Будучи активным зоозащитником и убежденным веганом, он сыграл значимую роль в убедительности посыла, привнеся в документальное повествование свой личный опыт. Впрочем в большинстве его более поздних ролей чувствуется проработанный персонаж за которым стоит фигура настоящего артиста.
Создавая сложные, неоднозначные и уникальные портреты, Хоакин закладывает в них неуловимые, но узнаваемые черты, не закостеневая при этом в каком бы то ни было амлуа. Хоакин Феникс, безусловно, один из самых талантливых людей в современном кино, не раз доказавший, что его талант способен развить и оживить, а порой и спасти картину.