Приключения подростков из российского провинциального города N, существующего в 1993 году, продолжаются год спустя. Переходный возраст в совокупности с половым созреванием зацветет буйным цветом — события второго сезона происходят в 1994-м. 14-летний Саша Рябинин (Егор Губарев), уличив мать в измене отцу, решает уйти из дома — квартира Алика (Юра Борисов) после его смерти пустует, парень обоснуется там. Женя (Валентина Ляпина), пробыв какое-то время в Германии, возвращается с мамой в Россию, между ней и Сашей завяжутся романтические отношения.
Двое других пацанов из дружной компании также не теряют времени зря. Вова (Егор Абрамов), столкнувшись с нищетой в семье (отец вынужден распродавать за копейки вещи из квартиры), будет озабочен желанием «срубить бабла» и, конечно, заинтересуется противоположным полом — во втором сезоне нас ждет полноценное появление персонажа Полины Гухман («Маша»). Тем временем Илья (Федор Рощин) всерьез увлечется вселенной «Властелина колец» Толкина: парень отрастит волосы, будет ходить в балахоне с капюшоном, аки эльф, и изъясняться цитатами из «Братства кольца».
Вопрос второго сезона, кажется, был решен еще до премьеры первого. «Мир! Дружба! Жвачка!» стал одним из главных событий в непростом для индустрии 2020-м. Более того, это тот редкий проект о 90-х, который не пытается вскрыть болезненные социальные язвы («Теснота» Кантемира Балагова) и не занимается деконструкцией «оттока мозгов» («Хрусталь» Дарьи Жук), а показывает эпоху разной, но, главное, живой и резонирующей с сегодняшним днем. Главной линией второго сезона создатели обозначили историю любви. Действительно, с первых же эпизодов внимание приковано к робким попыткам создания первых юношеских отношений, к обличению чувств в слова, а сомнений — в поступки.
Не остаются на втором плане и представители старшего поколения. Как и первый сезон, продолжение умело балансирует между миром фантазий в розовых очках и суровой действительностью взрослой вселенной с ответственностью и последствиями за свои слова и действия. Основным лейтмотивом повзрослевших героев сериала становится дисфункциональность, пропитывающая в той или иной степени все семейные ячейки, представленные в кадре.
Семья Рябинина пребывает в кризисе отношений: Федор (Степан Девонин) и Надежда (Ксения Каталымова) то ли вот-вот разведутся, то ли сойдутся снова — до конца не ясно. Отец Вовы воспитывает сына в одиночестве. Семьи толкиниста Ильи вообще не видно на горизонте. Приезд Вали с матерью в Россию имеет трагический флёр: отец остался в Германии не из-за работы. Даже чудом выживший афганец Алик, возникающий в первой же серии, в процессе реабилитации видит призрак отца, скончавшегося в предыдущем сезоне. Через несколько лет эти люди, взрослеющие без титульного образа мужчины и женщины, станут и примером на страницах учебников по социологии, и поводом для сатирических шуток о дисфункциональной, но полной семье «мама и бабушка».
В отличие от первого сезона, второй поначалу выглядит более мрачным. По прошествии событий, представленных в первых двух сериях, действительно нетрудно представить, как четверка подростков (Саша, Вова, Илья и Женя) сядут в подержанную иномарку и покинут родные края, спасаясь от бандитов. Причем не важно, от каких именно: и афганцы, и кавказцы, противостояние которых в продолжении никуда не исчезло, занимаются, как справедливо заметил директор местного завода, одним и тем же — паразитированием.
В режиссерском кресле второго сезона актер и театральный режиссер Антон Федоров, к формату подачи материала которого придется некоторое время привыкать. Нет, это все те же 90-е с саундтреком Mujuice, деталями эпохи и типовыми особенностями представленного на экране социума. Но теперь вместо желтого и голубого на экране преобладает бирюза как визитная карточка то ли художника-постановщика, то ли перемен, которых требуют сердца героев. К музыкальному ряду прибавились кавер-версии песен группы «Кино», которые сделал актер, режиссер и композитор Григорий Калинин: в первых эпизодах прозвучит «Музыка волн» и «Проснись, это любовь».
Неторопливая экспозиция и более чем неспешный темпоритм будто навеяны театральным опытом Федорова. Кстати, его последние спектакли — «Петровы в гриппе» в «Гоголь-центре» и «Королевство кривых» в Альметьевском драматическом театре — номинированы на «Золотую Маску — 2021». В свою очередь, второй сезон «МДЖ» местами смотрится как спектакль: действие на экране не выглядит слишком наигранно, но отдает налетом сюрреализма, как, например, в упомянутых «Петровых в гриппе». Как и «Королевство кривых», приключения подростков и взрослых в 1994 году сложно воспринимать иначе как сказку о непримиримости и борьбе простого человека с силами неискоренимого зла. Но добро и любовь, конечно же, победят — так более канонично.
Второй сезон сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» — все та же потрясающая история с талантливыми актерами, динамичным повествованием, ностальгическими отсылками и верой в лучшее. 90-е здесь не только отколовшаяся в Доме культуры плитка, кровь в багажнике, кидалово на деньги и обесценивание человеческой жизни ради богатства и наживы. Это еще и «Терминатор» на VHS-кассетах, жвачка Turbo, дискотеки до глубокой ночи и уютный гараж вместо пространной крыши как символ обновленного единения еще молодых и зеленых, но уже взрослеющих ребят.