На Амедиатеке вышел новый сериал американского канала HBO и британского Sky Atlantic — «Третий день». За сценарий отвечал Дэвид Келли, создатель психоделического триллера «Утопия» про гиков и спасение мира. На этот раз он снова совмещает различные медиа и не останавливается только на сериальном формате. «Третий день» оказывается на перепутье между кино, телевидением и театром и разделяется на две сезонные новеллы — «Лето» и «Зима». «Осень» перенимает совершенно другую структуру и будет представлена в формате спектакля. Рассказываем, что из такого попурри получилось на самом деле.
«Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».
Мужчина средних лет по имени Сэм случайно оказывается на изолированном британском острове Осея. Он всего лишь пытался спасти девочку-подростка от самоубийства, но сам попал в условный сумасшедший дом. На улицах и полях он видит умершего сына, жестокие вещи, разделанные туши животных и постоянные улыбки жителей и туристов острова. У него начинается собственная паранойя и необъяснимые видения. Семья Мартин, приютившая его на пару дней, с каждым часом становится все загадочней, а за мужчиной начинают охотиться непонятные люди. Еще остров готовится к христианско-кельтскому фестивалю. Во второй части под названием «Зима» женщина Хелен отправляется в отпуск со своими дочерьми. На радостях она быстро бронирует жилье и держит курс на богатый археологическими тайнами остров Осея. Однако ее приезду никто не рад.
В первой условной новелле герой Джуда Лоу, Сэм, попадает на отрезанный от общества остров Осея недалеко от Эссекса. Открытость этого небольшого клочка земли зависит от приливов, потому что от основной Великобритании его отделяет извилистая дорога. На самом деле остров — это реальное место, куда раньше отправлялись алкоголики и душевнобольные за успокоением. Ретрит, который вышел из-под контроля, образовался в начале прошлого столетия и собирал на своей территории большое количество разных пропащих людей. Их лечили психотропными препаратами, учили гармонии с природой и просто наслаждаться жизнью. В наше время там даже была построена специальная больница и демонстрировалась как некий санаторий. Это, конечно, не Швейцария, но очень много личностей, страдающих от ПТСР, депрессий и разных зависимостей, посещали загадочный остров на юге Англии.
Люди добровольно убегали от своих проблем и душевных ран, которые они мечтали забыть. Очень удобно, когда единственная дорога, соединяющая с основной частью Британии, не всегда открыта. Однако условный санаторий был закрыт по распоряжению Национальной службы здравоохранения. Ее сотрудники посетили остров с тщательной проверкой и узнали, что британских граждан лечат не особо традиционными методами.
Герои Джуда Лоу и Наоми Харрис (ее историю мы опустим, потому что для журналистов были доступны не все эпизоды) в обеих новеллах останавливаются перед извилистой дорогой, словно ощущая свой последний шанс повернуть обратно, потому что с острова не возвращаются. Ни физически, ни ментально. Каждый попадает туда случайно, даже если изначально кто-то забронировал коттедж на AirBnB. Остров становится их воображаемым спасательным кругом, в котором недостаточно воздуха и который скоро пойдет на дно.
Так, Сэм переживает смерть сына, и каждый год неподалеку от места убийства он отправляет по реке часть одежды любимого ребенка. Перед этим он обязательно будет заливаться горькими слезами под самую грустную музыку, а потом его жизнь пойдет своим чередом. Но внезапно судьба приводит его на загадочный остров, где все постоянно улыбаются и пытаются помочь. Последнее считается «медвежьей привычкой» самих британцев, перескакивающих с sorry, thank you и please. Их показушная вежливость сбивает с толку отчаянных и разбитых людей, приезжающих на Осея.
Совершенно психоделически ощущаются остров и коммуникация между людьми благодаря микроскопическому вмешательству режиссера Марка Мандена. Изобилие крупных планов, гипернасыщенность цветов и клаустрофобия. Именно так играет разум с психически расстроенными людьми, выстраивая ловушки со всех сторон. Зритель словно попадает во внутреннюю агонию Сэма, а впоследствии в панику героини Наоми Харрис. Во второй новелле яркость сменяется серостью и холодностью. Тьма окутывает обоих героев несмотря ни на что.
Остров — это как человеческое сознание, искаженное после многочисленных травм и специально подставляющее когнитивные ловушки. Паранойя, психоз, панические атаки, подавленная агрессия и простая человеческая истерика — все это испытывает Сэм, находясь в изолированной местности. Оказавшись наедине со своей травмой, он сходит с ума и не может разделить реальность на настоящую и придуманную. А как еще ощущать себя в ситуации, когда все жители верят в разные языческие символы и условных богов.
Словно Иисус, распятый на кресте, он сталкивается со своими демонами, осложненными психологическими травмами. На третий день обязательно должно следовать воскрешение. Сэм идет по дороге, окруженной сверчками, к собственной смерти. Только зрителям это не удастся увидеть, потому что неугомонные насекомые будут биться о стекло экрана и не давать четкого изображения.
Фанатам предыдущей работы Дэвида Келли сериал придется по вкусу, хотя комиксные тропы теперь сменяются языческими. Но психоделики в новом проекте достаточно, поэтому разочарования не будет.
Ася Заболоцкая