Батя (2021)
Отец: Владимир Вдовиченков
Образ: авторитарный тиран
История от сценаристов и продюсеров ТНТ4 — переработанный почти с нуля пилотный эпизод сериала, когда-то отправленный боссами «на полку». В формате альманаха из скетчей, работающих то в настоящем, то в прошлом, на суд зрителю выносятся отношения сына и отца в начале – середине 90-х, а под конец — и в наше время. Батя в исполнении Вдовиченкова проявляет самые «нежные» чувства к своему чаду.
Отчасти нереалистичная ситуация (предположить, что большинство детей в 90-х осталось на руках у отцов-одиночек, мягко говоря, непросто) отходит на второй план перед харизмой актёров, которая скрашивает набор юмористических стереотипов и штампов. Батя в фильме — тип отца, стремящийся к золотой середине: строгий, но справедливый; резкий, но прямолинейный; в целом молчаливый, но «скажет, как отрежет»; пьет, но на ребенка руку не поднимет.
Лед 2 (2020)
Отец: Александр Петров
Образ: дезориентированный вдовец
В продолжении фильма «Лед» фигуристка Надя и хоккеист Саша женятся и мечтают о ребенке. Во время родов возникают осложнения, и девушка умирает, оставив героя Александра Петрова один на один с новорожденным младенцем — единственным напоминанием о любимой женщине. Теперь ему предстоит стать образцовым отцом, а заодно пережить утрату и разбитые мечты.
Еще одна работа Жоры Крыжовникова, но, в отличие от «Родных», здесь он и режиссер, и сценарист. Саша с первых же минут после трагической смерти жены предстает в роли полностью деморализованного человека. Мы видим его неловкие шаги отцовства, к которому он совершенно точно не был готов: приготовление детского питания, пожертвование спортом (по сути его любимого дела) во имя родного человека, попытки не сойти с ума в этом безумном круговороте. Герой Петрова будет иногда и «переходить черту», что неизбежно для человека, не получающего обратной связи как от дочери, так и от общества в целом.
Падение / Falling (2020)
Отец: Лэнс Хенриксен
Образ: сумасбродный скупердяй-гомофоб
Уиллис Петерсен — одинокий старик, живущий на ферме. Ему под 80, и годы берут свое: так, зимой он с большим трудом способен обеспечить собственный быт. Исключительно по зову нужды он обращается к сыну Джону и переезжает к нему в Калифорнию. Тот — открытый гей, живет со своим мужем и приемной дочерью, а в период выборов голосует за демократа Барака Обаму, чей постер висит у него на холодильнике. Сойтись с отцом, который является гомофобом, расистом и консерватором, Джону будет очень трудно.
Посредством череды флешбэков режиссер приоткрывает зрителям завесу воспитания юного Джона. Черствость отца в отношении всех вокруг будет расти в геометрической прогрессии. Отсюда и разрушенный брак, и ссора с подрастающими детьми, выпорхнувшими из «родного гнезда». Большую часть картины Уиллис и Джон не в состоянии найти связующий родных людей элемент: пока один идет навстречу, другой делает два шага назад. Довольно занимательная психологическая драма на основе конфликта поколений.
Капитан Фантастик / Captain Fantastic (2016)
Отец: Вигго Мортенсен
Образ: гиперопекающий отец-идеалист
У Бена Кэша шестеро детей. Вот только живет многодетная семья… в лесу. Бен устроил им своеобразную Спарту под открытым небом в окружении скал и дикой природы. Они учат языки, читают книги по квантовой физике напополам с Достоевским, слушают Баха и едят выращенные собственными силами продукты. Благостную атмосферу нарушает новость о гибели матери семейства: женщина убила себя, находясь в клинике для душевнобольных. Бен и дети отправляются прямиком в цивилизацию, ко встрече с которой они окажутся не очень-то готовы.
В этом американском инди, отчасти использующем тропы «Маленькой мисс Счастье», Мортенсен — типичный отец, в «арсенале» которого гиперопека под предлогом искренней заботы. При этом он не источает дух авторитаризма, действуя более тактично, но проявляет твердость характера там, где того требуют обстоятельства. До последней минуты Бен Кэш будет биться за сохранение иллюзии нормальности, тогда как весь окружающий мир будет «кричать» о том, что знать теорию струн, но не иметь навыков социализации — это таки дикость.
Тони Эрдманн / Toni Erdmann (2016)
Отец: Петер Симонишек
Образ: неправильный родитель-«клоун»
Винфред — престарелых учитель музыки, а в свободное время ведущий детских утренников, который перевоплощается в альтер эго по имени Тони Эрдманн. Он почти не видится со своей дочерью Инес — CEO большой консалтинговой компании. Решив сделать сюрприз, отец приезжает к ней в гости без предупреждения. Наблюдая, как несчастен его родной ребенок, запертый в «аду» корпоративной среды, Винфред «вооружается» париком и вставной челюстью, дабы добавить в трудовые будни дочери краски жизни (и щепотку хаоса).
Отец из Винфреда, скажем так, неудобный. Он (точнее его Тони Эрдманн) вечно вторгается в налаженный механизм социальных связей, который Инес явно выстраивала не один месяц. Их отношения проходят трансформацию от отторжения и спора до торга и принятия. На каждом из этих этапов мы видим, как экстраординарные и по-хорошему креативные методы пожилого учителя музыки приносят плоды. Это, пожалуй, одни из самых необычных детско-родительских отношений, представленных в кино за последние годы.
Родные (2021)
Отец: Сергей Бурунов
Образ: «добропорядочный» семьянин-манипулятор
Отец семейства, ведомый желанием реализовать свою давнюю мечту, отправляется с семьей на Грушинский фестиваль. Жена, двое сыновей, дочь и невестка усаживаются в минивэн и мчат в путь-дорогу. Главный герой «народной» комедии по сценарию Жоры Крыжовникова («Горько!», «Самый лучший день») оказывается довольно неоднозначным персонажем: старается казаться добропорядочным семьянином, а на деле оказывается хитрым манипулятором и эгоистом, который волнуется исключительно о себе и всё за всех решает без спроса.
Глава семьи в исполнении Бурунова — случай отъявленного семьянина, вписывающегося в стереотип консервативного должествования «мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына». Персонаж «Родных» план перевыполнил: дом обустроен, а сыновей уже двое, оба взрослые и самостоятельные. Правда, в отношении собственного отца имеются незакрытые гештальты, а по ходу путешествия вскрываются и незаживающие «раны» внутрисемейных разборок. Самое время закрывать их на знаменитой сцене фестиваля в виде плавучей гитары.
Возвращение (2003)
Отец: Константин Лавроненко
Образ: бесчувственный чужак
Фигура отца появляется в жизни двух братьев, никогда доселе его не знавших. Единственным связующим звеном становится его фотография 10-летней давности. Вместе с ним мальчишки отправятся в поездку на заброшенный остров. Отец вытаскивает детей из зоны комфорта, то и дело оставляя за ними решение, как поступать в той или иной ситуации.
Константин Лавроненко сыграл в дебютном полном метре Андрея Звягинцева одну из лучших ролей в своей карьере. Его отец — многослойный и многогранный образ человека, решившего за короткий срок сделать из мальчиков «настоящих мужчин». В то же время каких-либо проявлений чувств он себе глобально не позволяет, руководствуясь патриархальной установкой «мужчины не плачут» (читай, не проявляют эмоции на людях). Одновременно с этим лейтмотив чужака остается одним из ведущих в картине: бесконечные догадки братьев, правда ли это их папа или кто-то другой, не оставляют их ни на минуту.