Второй сезон британского сериала завершился тем, что с самого начала обещало его название. Наемная убийца Вилланель выстрелила в свою преследовательницу Еву Поластри. Учитывая, что до этого у очаровательной киллерши не было промахов, шансы Евы на выживание стремились к нулю. Но это если бы речь шла о настоящем финале. В «Убивая Еву» расклад другой: проект продлен уже не только на третий, но и на четвертый сезон, поэтому игра в кошки-мышки между двумя главными героинями будет продолжаться еще очень долго.
Два года назад сериал, созданный актрисой и сценаристкой Фиби Уоллер-Бридж по мотивам романов Люка Дженнингса, стал телевизионной сенсацией. Раньше в триллерах о разведчиках и убийцах традиционно солировали мужчины. В «Убивая Еву» на первый план вышли женщины. Аналитик MI5 Ева Поластри (Сандра О) начинала выслеживать загадочную преступницу (Джоди Комер), которая отнимала жизнь у своих жертв с артистической виртуозностью и циничным бесстрашием. Вскоре на девушку удалось собрать внушительное досье. Она из России, ее реальное имя Оксана, но она предпочитает называть себя Вилланель. Заказы ей раздает некая тайная организация, которую персонажи обозначают как the Twelve — «Двенадцать».
В первом сезоне между Евой и Вилланель формировалась особая связь, состоящая из взаимного любопытства, одержимости и отчетливого сексуального влечения. Во втором героини получали возможность поработать вместе. Ева пыталась подчинить себе Вилланель, Вилланель хотела настроить на свою волну Еву. Ничего хорошего из этого, естественно, не вышло — и результатом стал тот самый выстрел в спину в декорациях римских руин.
В начале третьего сезона персонажи впервые находятся на максимальном расстоянии друг от друга. Вилланель уверена, что Ева мертва. Она не скорбит, неплохо устраивает свою личную и профессиональную жизнь и даже надеется на повышение: теперь ей хочется не самой исполнять заказы, а курировать других убийц. Ева, которой на самом деле удалось выжить (а как могло быть по-другому?), порвала с разведкой и работает на кухне в азиатском ресторане, где мастерски разделывает ножом курицу и лепит пельмешки. С мужем Нико (Оуэн Макдоннелл) отношения у нее так и не наладились.
Чтобы снова запустить маховик взаимного преследования, новая сценаристка шоу Сюзанн Хиткот довольно безжалостно расправляется с одним из старых и хорошо знакомых публике героев. Ход не оригинальный, но действенный. После него все моментально приходит в движение. Ева возвращается к расследованиям, Вилланель выясняет, что ее пассия жива, и едет в Лондон.
Выбывшего из сюжета героя заменяют новые лица. Главная находка тут — гранд-дама британского кинематографа Гарриет Уолтер в роли Даши, бывшей наставницы Вилланель и некогда такой же гениальной убийцы. Да-да, поддельного русского акцента, тостов «На здоровье!» и троекратных поцелуев в сериале станет еще больше, но если стереотипы времен холодной войны не мешали вам смотреть «Убивая Еву» раньше, то вряд ли помешают и теперь.
Реальная проблема заключается в смене шоураннеров. Фиби Уоллер-Бридж оставила сериал еще в 2018 году — с условием, что за каждый новый сезон будет отвечать новая сценаристка (обязательно женщина, а не мужчина). Перед ее наследницами встала нелегкая задача. Им нужно было подхватить и продолжить разработку довольно специфического сюжета, все обаяние которого строилось на невозможности двух одержимых друг другом героинь по-настоящему соединиться. К этому прилагался фирменный юмор Уоллер-Бридж (персонажи постоянно пускают в диалогах ядовитые стрелы, завернутые в формально вежливые речевые формулы), жонглирование темами еды и моды и мастерство исполнительниц главных ролей.
К третьему сезону неизменным осталось только последнее. Сандра О и Джоди Комер по-прежнему составляют блистательный дуэт и по-прежнему делают все, чтобы в кадре от них невозможно было оторвать глаз. Наряды от-кутюр, в которых щеголяет Вилланель, и постоянно меняющиеся цветастые локации тоже на месте: в эпоху коронавируса просмотр «Убивая Еву» — один из немногих шансов хотя бы мысленно переместиться в Испанию или Великобританию и вспомнить, как они прекрасны. Но вот метафорической нагрузки эти образы уже не несут. Если у Фиби Уоллер-Бридж героини явно сублимировали в потребление свои непроработанные чувства, то теперь платье или духи — это просто платье или духи. Они для красоты, а не для смысла.
Подобно тому, как со смешных сосисок персонажи перешли на совсем не смешной джанк-фуд, сам сериал совершил путешествие от феномена к середняку. Даже убийства уже не выглядят так завораживающе, как раньше. Первый сезон заставлял зрителей смотреть на «работы» Вилланель влюбленными глазами Евы и видеть в них в первую очередь творческие акты, а потом преступления, — со стороны звучит жутковато, но для таких перверсий, в общем-то, и существует кино. В третьем сезоне ничего художественного в смертях жертв уже нет.
Сериал делает ставку на психологическую глубину: Вилланель, например, вдруг начинает интересоваться своим происхождением и своими родителями. Это означает, что создатели «Убивая Еву» не очень хорошо понимают, в какую сторону вести отношения героинь. Вместе они не могут, порознь тоже, но это мы выяснили еще в первых двух сезонах. Тем, кто смотрит сериал ради игры О и Комер, красивых костюмов и декораций, предложенного в новых эпизодах наверняка хватит. Тем, кто любил «Убивая Еву» за этическую извилистость, юмор и мощный квир-заряд, захочется больше: ставки в игре в кошки-мышки тоже можно и нужно повышать.
Ксения Реутова
Новый сезон сериала «Убивая Еву» можно полностью посмотреть на Амедиатеке.